Navigation bar
  Print document Start Previous page
 139 of 373 
Next page End  

139
ведения конкретных людей в конкретных ситуациях при варьирова-
нии социального контекста. Другими словами, для того чтобы про-
явилась такая черта, которую измеряет опросник этого типа, необхо-
димо много наблюдателей, нужно сложить суммарные оценки мно-
жества людей в разных ситуациях. Это те оценки, влияние которых
сказывается на социально-ролевом поведении человека в течение
длительных промежутков времени.
В тех случаях, когда требуется предсказание поведения кон-
кретных людей в конкретных ситуациях, необходимо иметь возмож-
ность реконструировать их собственные (индивидуально-
определенные) системы рефлексивно-ситуативных черт (конструк-
тов). Именно эти факторы будут играть доминирующую роль в
предсказании оценок и отношений, самооценок и поведения кон-
кретных людей в конкретных ситуациях.
Психодиагностика конституциональных диспозиций (темпера-
мент). В своем «Очерке теории темперамента» В. С. Мерлин писал:
«Противоречивость признаков темперамента у различных авторов
столь велика, что еще А. Бэн (1866) считал темперамент ненужной
традицией старой и нелепой выдумки. А. Ф. Лазурский (1917), со-
глашаясь с Бэном, утверждал, что учение о темпераментах в настоя-
щее время действительно уже отжило свой век (цит. по: Мерлин В.
С., 1973, с. 3-1).
Тем не менее успехи дифференциальных психофизиологиче-
ских исследований XX в., поставившие феноменологию на твердую
почву нейрофизиологии, дали свой результат. Появились диагности-
ческие методики как аппаратурного¹, так и психометрического типа,
имеющие неплохие эмпирические показатели надежности - устойчи-
вости и достаточно определенную теоретическую базу.
Ниже в этом разделе книги описаны разные тест-опросники.
Несмотря на риск субъективных искажений (под влиянием фальси-
фикации), психолог-практик, не имея возможности применять аппа-
ратурные методики, очень часто прибегает к тест-опросникам. Но
при их использовании он не должен забывать, что в силу особого
характера процедуры получения результатов получаемый тестовый
показатель по этим методикам имеет весьма значительные проекции
(см. рис. 18) в области иррелевантных подсистем индивидных и
личностных черт. Дело усложняется также и тем, что кроме этого
«артефакта инструмента» действуют объективные тенденции, обу-
словленные взаимосвязями между уровнями регуляции деятельно-
сти и выражающиеся в появлении различных «компенсаторных»
эффектов: генетически заданная конституция преломляется приоб-
ретенными чертами эмоционально-волевой регуляции, так что черты
                                                                
1
Некоторые аппаратурные методики описаны в кн.: Небылицын В. Д., 1976; Русалов В. М, 1979.
Hosted by uCoz