153
желательностью».
Интерпретация факторов приведенных в табл. 7 отражает мо-
дифицированный набор дескрипторов, употребляемых Р. Кеттеллом
и его последователями и извлеченных из результатов анализа субъ-
ективных оценок (Cattell
R. et
al., 1970; Гильяшева И. Н., 1983;
Мельников В. М., Ямпольский Л. Т., 1985). Модификация была на-
правлена на максимально возможное устранение оценочного смыс-
ла. Эта работа опиралась на результаты экспериментов с использо-
ванием интерпретирующей обратной связи (свыше 200 испытуе-
мых). Компьютер, подсчитав суммарные баллы по факторам, сразу
после окончания тестирования сравнивал баллы с границами «нор-
мы»: если балл оказывался выше границы M+S, то на дисплее вы-
свечивалось сообщение с позитивного полюса фактора, если балл
находился в границах от М-S
до M+S, то сообщение по данному
фактору не входило в «послание», если балл оказывался ниже гра-
ницы M-S, то в «послание» вводилось сообщение с негативного по-
люса фактора.
Относительно каждой строки «послания» (сообщение по од-
ному фактору) компьютер задавал испытуемому вопрос: «Подходит
или не подходит данное сообщение, по Вашему мнению? (введите
«нет», если вы не согласны хотя бы с одной из характеристик)». Со-
бранная статистика «отвержений» по каждому фактору позволяла
оперативно модифицировать интерпретирующие сообщения в на-
правлении выравнивания процента отвержений с каждого полюса
каждого фактора. В результате усовершенствованные сообщения
обеспечивали статистически незначимые различия в процентах «от-
вержений» (и минимизацию отвержений -меньше 50 % для каждого
сообщения). Данная модификация имеет принципиальное значение
для использования теста 16PF для нужд консультативной практики,
предполагающей совместное обсуждение психологом и клиентом
тех внешних и внутренних причин, которые породили трудности
клиента.
Кроме того, полученный массив данных является источником
повышения валидности методики. Как показали исследования, более
устойчивыми во времени оказываются те черты, которые сам испы-
туемый подтверждает у себя в эксперименте с интерпретирующей
обратной связью - с использованием так называемого психологиче-
ского фидбэка»¹ (Kenrick D., Stringfield D., 1980).
Будущие перспективы использования теста 16PF - в получении
универсальных тестовых норм, в обеспечении параллельных форм,
во введении «векторных» ключей, в сопряжении (на уровне коэффи-
циентов взаимного перевода) с родственными методиками. Но глав-
1
Обратная связь.
|