17
ва, например, ситуация психодиагностики применительно к поиску
причин школьной неуспеваемости: диагноз имеет психологический
(или
психолого-педагогический) характер, а работу по его реализа-
ции в жизнь проводят учителя, родители, другие воспитатели¹.
3. Данные используются самим психодиагностом для поста-
новки психологического диагноза, а последний служит ему основа-
нием (или основанием для действий его коллеги-психолога) для раз-
работки путей психологического воздействия. Такова ситуация пси-
ходиагностики в условиях психологической консультации.
4. Диагностические данные используются самим обследуемым
в целях саморазвития, коррекции поведения и т. п. В этой ситуации
психолог несет ответственность за корректность данных, за этиче-
ские, деонтологические аспекты «диагноза» и лишь частично - за то,
как этот диагноз будет использован клиентом.
Хотя и не существует жесткого соответствия между характе-
ром задачи и психодиагностическим методом, все же можно отме-
тить некоторую предпочитаемость тех или иных методов в конкрет-
ных случаях.
Так, в ситуациях 1 и 2 методы должны давать «стратегиче-
скую» информацию о клиенте, т. е. обеспечивать более или менее
долгосрочный прогноз, они также должны позволять соотнесение
обследуемого с другими людьми, т. е. предполагать стандартизацию.
Поэтому в данных ситуациях наиболее часто употребляются объек-
тивные тесты и тесты-опросники, причем последние иногда основа-
ны не на психологических категориях, а на категориях (системе по-
нятий) заказчика. Таковы, например, известный Миннесотский мно-
гофакторный личностный опросник и его модификации.
В ситуации 3 информация зачастую рассчитана на регулиро-
вание тактики практической работы самого психолога, соотнесение
с «нормой» имеет меньшее значение, поэтому чаще используются
идеографические техники, проективные и диалогические методы.
В ситуации 4 главное требование к методам - легкость перево-
да получаемых с их помощью данных на язык самого обследуемого.
Этому условию удовлетворяет, например, тест 16PF Р. Кеттел-
ла, но плохо соответствует MMPI, диагностические описания кото-
рого рассчитаны на психиатра.
1.4. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОМЕТРИКА
1
Если на основе диагноза известное психологу административное решение производится авто-
матически, то это все равно не означает, что юридическая (и административная) ответствен-
ность за это решение лежит на психологе, хотя подобная ситуация, безусловно, налагает на пси-
холога повышенную моральную ответственность.
|