176
в свой тест задания на диагностику следующих компонентов интел-
лекта: вербального, счетно-математического, пространственного,
мнемического. Среднее значение взаимных корреляций между эти-
ми факторами в тесте равна 0,36. Тест был разработан в трех парал-
лельных формах. Стандартизация проводилась на выборке из 4076
испытуемых, средний показатель по сырым баллам равнялся 82. По-
сле стандартизации новая средняя равнялась 100, о = 10. Надежность
теста равна 0,97 (корреляция четных и нечетных заданий), при по-
вторном тестировании через год коэффициенты надежности оказа-
лись равными 0,83 (по отдельным субтестам 0,50). Валидность теста
по критерию успешности обучения в школе равна 0,62.
В тест Амтхауэра входят следующие субтесты: 1 - на общую
осведомленность и информированность в разных областях знаний
(не только научных, но и житейских); 2 - на классификацию поня-
тий; 3 - на установление аналогий: 4 - на подведение двух понятий
под общую категорию (обобщение); 5 - на умение решать простые
арифметические задачи; 6 - на умение находить числовые законо-
мерности; 7 - на умение мысленно оперировать изображениями фи-
гур на плоскости; 8 - на умение мысленно оперировать изображе-
ниями объемных фигур; 9 - на заучивание слов. Каждый субтест, за
исключением четвертого, состоит из 20 заданий, в четвертый суб-
тест входят 16 заданий.
Ниже приводятся примеры заданий из каждого субтеста.
Задания 1-го субтеста представляют собой предложения, в ка-
ждом из которых пропущено одно слово. Испытуемому необходимо
из пяти данных на выбор слов подобрать то, которое подходит по
смыслу:
Противоположностью понятия «верность» является понятие:
а )любовь, б) ненависть, в) дружба, г) предательство, д) враж-
да.
Во 2-м субтесте испытуемому предлагалось из пяти данных
слов вычеркнуть одно, не подходящее к остальным четырем, кото-
рые являются сходными по определенному признаку:
а) рисунок, 6) картина, в) графика, г) скульптура, д) живопись.
В 3-м субтесте испытуемый должен был установить аналогию:
дерево: строгать; железо:
а) чеканить, б) сгибать, в) лить, г) шлифовать, д) ковать.
В 4-м субтесте требовалось отыскать родовое или видовое по-
нятие, объединяющее предлагаемые слова: дождь-снег, правильным
понятием будет «осадки».
5-й субтест 5 содержал арифметические задачи:
Сколько километров пройдет товарный поезд за 7 ч, если его
скорость 40 км/ч?
В б-м субтесте требовалось продолжить числовые ряды, по-
|