178
по циклам учебных предметов). В табл. 8 приведены данные по 8-м
классам городских школ.
Таблица 8
Г
ород
Сред-
ний балл
Результат по вербальным
субтестам и успеваемость по гума-
нитарным предметам
Результат по пространственным
субтестам и успеваемость по техническим
предметам (алгебра, геометрия, физика)
М
осква
0,45
0,20
0,29
М
осква
0,52
0,33
0,34
О
рша
0,44
0,53
0,23
Из табл. 8 видно, что корреляции находятся на среднем уров-
не. Это значит, что тест в целом охватывает именно те качества
учащихся (понятливость, рассудительность, умение логически мыс-
лить), которые необходимы им для усвоения школьных предметов.
Низкие коэффициенты корреляции, встречающиеся в табл. 8, можно
объяснить тем, что имеется влияние многих факторов помимо шко-
лы: домашнее окружение, внешкольные виды деятельности (кружки,
студии, дополнительные уроки), влияние средств массовой инфор-
мации и пр. Такое многостороннее влияние, с одной стороны, спо-
собствует формированию навыков логического мышления и накоп-
лению более широких и глубоких знаний о мире, а с другой - ослаб-
ляет связь тестовых достижений со школьной оценкой.
При интерпретации полученных в исследовании данных был
опробован новый критерий. В традиционном тестировании при
оценке результатов за точку отсчета принималась статистическая
норма, получаемая на основе эмпирических исследований выборок
испытуемых, отличающихся по социально-экономическим призна-
кам. На противоречивость такого решения не раз указывал в своих
работах К. М. Гуревич, который отмечал, что критерий сравнения по
нормам, полученным путем неправомерного объединения разных
выборок, игнорирует влияние различных условий онтогенеза на ум-
ственное развитие людей. Эти условия многообразны и в первую
очередь включают условия обучения. Кроме того, само представле-
ние тестовых данных в виде баллов, кривых распределения затруд-
няет качественный анализ теста и влияния разных условий на раз-
витие ребенка. Критикуя применение нормы в качестве критерия
развития, К. М. Гуревич пишет: «... норма характеризует выборку
или популяцию, но не раскрывает действительных и обычных, т. е.
нормальных, требований к человеку как сложившемуся или скла-
дывающемуся члену общества. Имманентно присущая данной вы-
борке статистическая норма по тем или другим причинам может не
|