189
а) количество времени, которое человек реально посвящает
определенной активности (реальное распределение времени);
б) количество времени, которое человек желал бы посвятить
определенной активности (желаемое распределение времени);
в) количество времени, которое человек тратит на обсуждение,
разговоры и т. п. по темам, релевантным актуальной мотивации.
14. Свободный выбор активности в лабораторной ситуации.
15. Оценка эффективности выполнения деятельности (при
прочих равных условиях в определенных пределах более сильной
мотивационной тенденции соответствует больший уровень эффек-
тивности соответствующей деятельности, поведения).
16. Экспериментальное создание мотивационного конфликта
между разными мотивационными тенденциями.
17. Выявление личностного смысла различных характеристик
поведения, деятельности, ситуации и т. д.
18. Типичные защитные механизмы, которые могут быть свя-
заны с мотивами, потребностями (мотивационные тенденции, реали-
зация которых блокирована внешними или внутренними преграда-
ми, проявляются в защитной мотивации).
19. Свободные ассоциации (детерминация характера и коли-
чества ассоциаций актуальной мотивационной тенденцией).
20. Выявление тактик каузальной атрибуции, релевантных оп-
ределенным мотивам (мотивам могут соответствовать типичные
тактики приписывания причин, которые организуются в определен-
ные атрибутивные стили).
21. Наблюдение за поведением других:
а) в смоделированной ситуации,
б) в естественной обстановке.
22. Наблюдение за своим поведением.
23. Динамика поведения отдельного человека в течение дли-
тельного периода (монографический метод).
24. Формирование и трансформация мотивов в эксперименте.
25. Продукты деятельности.
26. Характер и интенсивность эмоциональных реакций, де-
терминированных актуальной мотивацией.
Прямые методы психодиагностики мотивационной сферы лич-
ности. В основе этих методов лежит первый критерий (см. выше),
хотя конкретные методики могут различаться по способам конструи-
рования и по другим особенностям. По этим методам можно судить
скорее о «кажущихся мотивах», причинных стереотипах, ценност-
ных ориентациях, чем о реально действующих мотивах деятельно-
сти.
Самый простой вариант такой методики - прямо спросить у че-
ловека, «почему» или «ради чего» нечто им делается или делалось в
|