Navigation bar
  Print document Start Previous page
 206 of 373 
Next page End  

206
дователи», «Мальчик в клетчатой куртке сидит за столом на фоне
классной доски», «Отец - сын» и «Мальчик на фоне смутной сцены,
где происходит нечто похожее на хирургическую операцию».
Мотивация достижения актуализировалась в ситуации выпол-
нения анаграммы-теста, взятого из популярной книги Г. Айзенка
«Проверьте свои способности» (М., 1972), предложенного перед тес-
том тематической апперцепции. На исполнение теста давалось 10
минут. Экспериментатор был представлен как психолог, занимаю-
щийся исследованием интеллектуальных способностей студентов.
Он говорил: «Тест, который вам будет сейчас предложен, служит
для измерения интеллектуальных способностей, важных для успеш-
ности работы учителя. Наряду с интеллектом он измеряет способ-
ность к организации материала, способность быстро оценивать си-
туацию. Человек, обладающий высокими показателями по данному
тесту, может быть хорошим учителем».
Нейтральная ситуация. Экспериментатор говорил студентам,
что ему нужно проверить трудность вопросов для теста, и поэтому
просил их принять участие в решении задач. При этом создавалась
обстановка непринужденности. Фамилии студентов на листах не
указывались, так как было сказано, что экспериментатора интересу-
ет не отдельная личность, а процент правильно решенных задач по
всей группе студентов, который необходим для оценивания трудно-
сти задач. После решения этих задач второй экспериментатор предъ-
являл тесты тематической апперцепции.
В этих ситуациях каждый испытуемый написал четыре расска-
за по общепринятой для ТАТ схеме.
Для интерпретации рассказов с целью определения индекса
nAch, отражающего индивидуальные различия в мотиве достижения,
был использован контент-анализ Д. Макклелланда и сотр.
(McClelland D. et al., 1953).
Приведенная ниже инструкция дала возможность использо-
вать и один из вариантбв субъективной оценки - метод групповой
оценки личности (ГОЛ).
Инструкция. «Мы вас просим принять участие в эксперименте,
в котором вы должны будете обнаружить знание личных особенно-
стей членов вашей группы. Вам нужно оценить друг друга по тем
признакам, которые мы вам сейчас опишем. Представьте себе чело-
века, которого характеризует следующее:
- он проявляет настойчивость в достижении целей,
- он не удовлетворяется достигнутым,
- что бы он ни делал, он стремится сделать это лучше, чем
раньше, о нем можно сказать, что он «яичницу стремится зажарить
лучше, чем обычно»,
- он склонен сильно увлекаться работой,
Hosted by uCoz