Navigation bar
  Print document Start Previous page
 21 of 373 
Next page End  

21
ного теста использовался факторный анализ, то нельзя считать адап-
тированным тест, прошедший проверку только на устойчивость тес-
товых норм; нужно обязательно перепроверить устойчивость самих
тестовых шкал (т. е. повторить факторный анализ).
1.5. НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ
РАЗРАБОТЧИ-
КАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ
МЕТОДИК
Развертывание практической работы психологов в различных
сферах производства, медицины, образования, требующих примене-
ния психодиагностических методик, остро ставит вопрос о норма-
тивном регулировании подобной практики. Речь идет о системе кон-
кретных требований к разработчикам и пользователям методик.
До недавнего времени практическое и исследовательское при-
менение методик плохо разграничивалось, это замедлило выработку
свода нормативных предписаний (стандартов) к практическому ис-
пользованию тестов и нестандартизованных процедур. Требуется
коренным образом изменить такое положение, когда нормативное
регулирование отстает от реальной практики: нормативное регули-
рование должно сопровождаться выработкой такой системы правил,
которая бы опережала практику, задавала ей ориентиры, пер-
спективы на будущее. Ниже приведен возможный проект некоторой
разумной, с точки зрения авторов, системы правил и ориентиров на
будущее¹.
Требования к психодиагностической литературе и методи-
ческим материалам. Разработчик и пользователь методик взаимо-
действуют между собой прежде всего посредством методической ли-
тературы. Стандартные требования к оформлению руководства, ме-
тодических указаний, писем и другой методической литературы при-
няты в качестве директивных документов обществами психологов
ряда стран.
Целесообразно различать круг требований к документам раз-
ного типа: 1) к исследовательской литературе, публикуемой в на-
учных журналах, сборниках и монографиях, 2) к обзорно-анали-
тическим руководствам и справочным изданиям, освещающим про-
цедурные и количественные, а также содержательно-теоретические
аспекты применения какой-то методики или какого-то класса мето-
дик, 3) к «подручным методическим материалам», непосредственно
инструктирующим пользователя в применении методики и содер-
жащим стимульный материал, инструкции, тексты заданий, ключи,
нормы, правила интерпретации, 4) к популярным изданиям по пси-
                                                                
1
При разработке этого проекта авторы использовали материалы из кн. Professional Psichologist
Handbook/Ed, by B. D. Sales. N. Y,-London, 1983.
Hosted by uCoz