215
В настоящее время в психологии существует громадное коли-
чество конкретных методических приемов исследования межлично-
стных отношений, и даже беглый их обзор вряд ли уместился бы во
всем объеме этой книги.. Это понятно, имея в виду как обширную
феноменологию межличностных отношений, задачи, решаемые от-
дельными методиками, так и различия в теоретической оценке сущ-
ности исследуемого явления. Систематика методик психодиагности-
ки межличностных отношений возможна на различных основаниях:
а) на основании объекта (диагностика отношений между группами,
внутригрупповых процессов, диадных отношений и т. д.); б) на ос-
новании задач, решаемых исследованием (выявление групповой
сплоченности, совместимости и т. д.); в) на основании структурных
особенностей используемых методик (опросники, проективные ме-
тодики, социометрия и т. д.); г) на основании исходной точки отсче-
та диагностики межличностных отношений (методики субъективных
предпочтений, методики выявления личностных характеристик уча-
стника общения, методики исследования субъективного отражения
межличностных отношений и т. д.). Возможны, конечно, и другие
критерии систематики методик.
Необходимо отметить, что критерии систематики важны не
сами по себе. Они представляют определенный аспект для оценки
адекватности методики тому или другому конкретному исследова-
нию. Так как целью этой главы является осуществление помощи в
выборе методики или категории методик для конкретного исследо-
вания, поясним предыдущую мысль более подробно.
Во-первых, объект исследования, или точка приложения мето-
дики. Межличностные отношения проявляются в большом разнооб-
разии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются
друг от друга и в которых действуют различные психологические
детерминанты. Поэтому применение конкретных методик имеет
свои границы, игнорирование которых приводит к «девалидизации»
методики, необоснованности выводов. Так, социометрия, адекватная
для исследования группы лиц, хорошо знакомых друг с другом, даст
трудно интерпретируемые результаты при обследовании группы, в
которой люди находятся на различных уровнях межличностного по-
знания.
Во-вторых, задачи, решаемые в исследовании. От них совер-
шенно определенно зависят требования, предъявляемые к валидно-
сти используемых методик, к объему поставляемых ею психологи-
ческих данных. Понятно, что исследование, направленное, скажем,
на выяснение совместимости экипажа парусного судна для продол-
жительного плавания, предполагает не только моделирование и ана-
лиз межличностных отношений в условиях, максимально прибли-
женных к реальным, но и углубленное изучение мотивационно-
|