Navigation bar
  Print document Start Previous page
 218 of 373 
Next page End  

218
социальной ситуации»).
Диагностика межличностных отношений на основе субъектив-
ных предпочтений. Традиционная методика этой группы - социомет-
рический тест, предложенный Дж. Морено (Moreno
J., 1934). Его
суть - субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов
группы по определенным сферам (например, работа, отдых и т. д.).
На основе полученных членом группы числа субъективных выборов
определяются индивидуальный социометрический статус индивида
(лидер, отверженный, изолированный), структура межличностных
отношений, сплоченность группы и т. д. Так как эта методика широ-
ко представлена в отечественной литературе (Ольшанский В. Б.,
1981; Волков И. П., 1970; Коломинский Я. Л., 1976; Паниотто В. И.,
1975 и др.), на ней подробнее останавливаться не будем.
Существует ряд модификаций социометрического теста. От-
личительными по своей структуре являются аутосоциометрические
методики, под которыми понимаются такие средства изучения взаи-
моотношений и их осознания, в которых испытуемые сами «изме-
ряют» взаимные отношения людей друг к другу и к себе (Данилин К.
Е., 1981). Интересны варианты аутосоциометрии для детей (Коло-
минский Я. Л., 1984). В аутосоциограмме испытуемым предъявляют
лист, на котором изображены четыре концентрических кольца. Им
предлагается поместить условные обозначения (или фотографии)
товарищей, которым симпатизируют очень многие сверстники, в
центральный круг; тех, кому симпатизируют многие, - во второе
кольцо и т. д. По данным аутосоциограммы всех членов группы
можно определить социальный статус каждого. При этом указанный
показатель более достоверен по сравнению с обычным социометри-
ческим статусом, так как в атой процедуре испытуемый показывает
свое отношение не к части своих товарищей по группе, а ко всем ее
членам. На основе самоопределения испытуемых методика выявляет
предполагаемый, воображаемый статус, а также показывает тенден-
цию индивида приписывать большинству членов группы определен-
ный социометрический статус (социометрическую установку). Ко-
ломинский предложил модификации аутосоциограммы для детей
младшего школьного и дошкольного возраста.
Для получения ряда количественных показателей осознания и
переживания взаимоотношений со сверстниками применяется ауто-
со-циоматрща. Ученикам раздаются матрицы, в которых для каждо-
го из них отведено по горизонтали два ряда клеток, а вертикальные
столбики имеют порядковые обозначения каждого члена группы.
Испытуемого просят сделать три выбора за себя (обозначая их на
верхнем ряду клеток), а потом - по три выбора за каждого члена
группы (обозначая их на нижнем ряду клеток).
К обсуждаемой категории методик можно отнести и средства
Hosted by uCoz