220
наблюдения реальной ситуации; б) методики символического моде-
лирования реальной ситуации; в) проективные средства.
Считается, что методики наблюдения реальной ситуации дают
наиболее достоверную информацию о межличностных отношениях.
Классическую, наиболее типичную процедуру представляет собой
схема исследования, в которой проксемическое поведение двух лю-
дей фиксируется наблюдателем или же, в более сложных схемах,
проксемическое поведение членов группы записывается на видео-
пленку с последующим анализом поведения каждого (Peterson К..
Draper D., Roscol В., 1982). Иллюстрацией элементарной процедуры
может служить следующий вариант (Cronje
E., Moller А., 1976): в
комнате находятся стол и два стула, расположенные на определен-
ном, достаточно большом расстоянии друг от друга. Эксперимента-
тор, сидящий на одном из стульев при входе испытуемого, просит
его сесть. Свободный выбор дистанции, проявляющийся в выборе
места для расположения стула (расстояние между ним и экспери-
ментатором впоследствии измеряется), связывается с психологиче-
ской ситуацией межличностных отношений.
Методики символического моделирования реальной ситуации
достаточно разнообразны. В одной из них, используемой указанны-
ми выше авторами, испытуемому предлагается набор фотографий, в
которых зафиксированы разные расположения стола и стульев. Ис-
пытуемого просят выбрать из них ту, в которой запечатлено наибо-
лее комфортное для него расположение. Другие варианты модели-
рования предполагают большую активность испытуемого, в которых
он сам должен полностью структурировать ситуацию, самостоятель-
но располагая символы или игрушки, изображающие людей и объ-
екты, определенным образом в пространстве. Согласно методике,
описанной Дж. Кют (Kuthe J., 1962), ребенок складывает вырезанные
фигуры разных людей на бархатной доске. При сравнении данных о
линейных расстояниях между расположенными фигурами с соответ-
ствующими данными исследований по другим психологическим ме-
тодикам автор пришел к выводу, что эмоциональные расстояния
между людьми выражаются через линейные расстояния в символи-
ческой ситуации.
Проективные средства, основанные на обсуждаемом принци-
пе, существенно не отличаются от методических приемов моделиро-
вания, однако своей процедурой и стимульным материалом они на-
правлены на определенную сферу познания. Скажем, методика Пе-
терсона (1980) направлена на изучение семейных отношений. В нее
входят модель комнаты (пол комнаты маркирован поперечными ли-
ниями для удобства измерения расстояния), игрушечные фигуры
членов семьи. Ребенок, играя в «семью» и располагая определенным
образом ее членов, дает исследователю легко интерпретируемый ма-
|