248
ский, М. Поро). Э. Хаммер говорит об этом так: «Наверное, как и
многие стоящие изобретения, так и это одновременно родились в
умах разных людей» (Hammer E., 1958, с. 391). Р. Берне и С. Кауф-
ман (Burns R., Kaufman S., 1972), однако, указывают, что самое ран-
нее упоминание в литературе о применении «Рисунка семьи» при-
надлежит В. Хьюлсу (Hulse
W., 1951). Не вдаваясь в подробности,
отметим только, что «Рисунок семьи» в этих целях применяли еще
раньше. О развернутой системе анализа и интерпретации «Рисунка
семьи» можно говорить начиная с работы Вульфа, который придавал
влиянию семьи на развитие личности в дошкольном возрасте ис-
ключительное значение и разработал ряд методик для оценки внут-
рисемейных отношений (Wolff W., 1947). Одна из них - рисунок по
заданию «Нарисуй свою семью». По рисунку Вульф анализирует: а)
последовательность рисования членов семьи, их пространственное
расположение, пропускание в рисунке членов семьи; б) различия
между графическими презентациями в формах, пропорциях. Вульф
четко не формулирует, какой психологический смысл имеют те или
иные особенности рисования, но в разборе отдельных рисунков
можно найти конкретные их интерпретации. По мнению Вульфа, по-
следовательность в рисовании может указывать на значимость роли
рисуемых людей в семье -ребенок рисует от более значимого к ме-
нее. Вульф проводит аналогию между пространственным располо-
жении членов семьи в рисунке и их расположением в игровой си-
туации. Следует обращать внимание на такое расположение, которое
повторяется в других рисунках и, следовательно, отражает значимые
для ребенка реалии. Автор отмечает, что пропуск членов семьи -
редкий случай и что за этим всегда стоит определенный мотив. Час-
то это выражает стремление эмоционально уменьшить неприемле-
мого члена семьи, избавиться от него. Говоря об особенностях фи-
гур, автор особо выделяет их размеры. Если реальное положение
вещей не соответствует соотношению размеров на рисунке, то это
указывает, что размеры детерминированы психическими факторами,
а не реальностью. Рисование других членов семьи большими Вульф
связывает с восприятием ребенком их доминантности, рисование
большим себя - с чувством значимости в семье. Информативными
могут быть и различия в рисовании отдельных частей тела. Интер-
претируя их, Вульф опирается на предположение, что различия в
изображении порождаются особыми переживаниями, связанными с
функциями этих частей тела. Он подчеркивает, что при интер-
претации различий в нарисованных фигурах надо главным образом
опираться на то, как сам исследуемый их осмысливает. Если это не-
возможно - интерпретация становится чисто субъективной.
Итак, Вульф первым выделил те характеристики рисунка, ко-
торые позже неизменно будут объектом интерпретации у других ав-
|