251
Несмотря на различия схем и процедур у составителей рису-
ночных модификаций, можно выделить три основных аспекта ин-
терпретации результатов данной методики: а) интерпретация струк-
туры рисунка семьи; б) интерпретация особенностей нарисованных
членов семьи; в) интерпретация процесса рисования.
Большинство упомянутых выше работ принадлежит перу
практиков и не имеют развернутого теоретического обоснования.
Тем не менее, интерпретации опираются на различные теоретиче-
ские предпосылки, эмпирический материал исследований. Поэтому
их осмысление представляет как научный, так и практический инте-
рес.
В 1985 году Хоментаускас Г. Т. провел исследование, которое
позволяет обосновать методику рисования семьи как процедуру, от-
ражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком
своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и к от-
дельным ее членам.
Негативные переживания ребенка (7-8 лет), связанные с семь-
ей, неудовлетворенность семейной ситуацией отражаются уже в са-
мом отношении к заданию: наблюдаются защитные реакции, при-
обретающие форму трансформации задания (рисование только не
связанных с семьей людей либо вообще отказ от изображения лю-
дей), откладывания выполнения релевантного задания во времени
(начало рисования с различных объектов). Таким детям свойственно
искажение состава семьи, уменьшение состава семьи, включение в
состав семьи людей, которые с ней непосредственно не связаны. От-
ношение детей к семье и отдельным ее членам выражается в харак-
тере расположения членов семьи в рисунке, в их сплоченности, в
том, рисует ли ребенок себя вместе с другими членами семьи или
отдельно. Выявлено, что с чувством неудовлетворенности, от-
верженности связано появление в рисунке изображения туч (дождя)
и солнца, расположение членов семьи на линии основания. Эти ха-
рактеристики, наверное, имеют символическое значение и отражают
соответственно чувство подавленности, потребность в любви, по-
требность в безопасности.
При помощи факторного анализа выделены два измерения, в
психологическом смысле отражающие:
1. Чувства ребенка относительно семьи, семейной ситуации,
собственного места в ней («чувство отверженности, чувство принад-
лежности»). Это измерение описывается следующим противопос-
тавлением характеристик рисунка: уменьшение состава семьи, тучи,
солнце, линия основания, начало рисования с объекта - сплочен-
ность семьи, «Я» рядом с другими.
2. Способ «переработки» чувства отверженности («символиче-
ское изгнание семьи - символическое изгнание себя»). Это измере-
|