255
агрессию.
Случается, что ребенок вместо реальной семьи рисует семью
зверят. Например, мальчик 7 лет, ощущающий отвержение, фруст-
рацию потребности в близких эмоциональных контактах, на рисунке
изобразил только папу и маму, а рядом детально нарисовал семейст-
во зайцев, которое по составу идентично его семье. Таким образом, в
рисунке ребенок, раскрывая чувство отверженности (не нарисовал
себя), тем самым выразил и сильное стремление к теплым эмоцио-
нальным контактам, ощущению общности (изобразил близкий кон-
такт семейства зайцев).
Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок
не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случа-
ях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует
об отсутствии чувства общности. Отсутствие на рисунке его автора
более характерно для детей, чувствующих отвержение. Презентация
в рисунке только самого себя может указывать на различное психи-
ческое содержание в зависимости от контекста других характери-
стик рисунка. Если указанной презентации свойственна еще и пози-
тивная концентрация на рисовании самого себя (большое количество
деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фи-
гуры), то это наряду с несформированным чувством общности ука-
зывает и на определенную эгоцентричность, истероидные черты ха-
рактера. Если же рисунок самого себя характеризует маленькая ве-
личина, схематичность, если в рисунке другими деталями и цвето-
вой гаммой создан негативный эмоциональный фон, то можно пред-
полагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда -
аутистических тенденций.
Информативным является и увеличение состава семьи. Как
правило, это связано с неудовлетворенными психологическими по-
требностями в семье. Примерами могут служить рисунки единст-
венных в семье детей- они относительно чаще включают в рисунок
семьи посторонних людей. Выражением потребности в равноправ-
ных, кооперативных связях является рисунок ребенка, в котором до-
полнительно к членам семьи нарисован ребенок того же возраста
(двоюродный брат, дочь соседа и т. п.). Презентация более малень-
ких детей указывает на неудовлетворенные аффилиативные потреб-
ности, желание занять охраняющую, родительскую, руководящую
позицию по отношению к другим детям (такую же информацию мо-
гут дать и нарисованные дополнительно к членам семьи собачки,
кошки и т. п.).
Нарисованные дополнительно к родителям (или вместо них),
не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие неинте-
гра-тивности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить
потребность ребенка в близких эмоциональных контактах. В неко-
|