258
ют дети: а) ощущающие свою незначительность, ненужность и т. п.;
б) требующие опеки, заботы со стороны родителей. Иллюстрацией
этого положения может служить рисунок мальчика 6,5 лет. На ри-
сунке он изобразил себя ненатурально маленьким. Аналогичная
трансформация характерна и для его поведения. Активный в группе
детского сада, мальчик занимал дома позицию «малыша», используя
свою плаксивость, беспомощность как средство привлечения внима-
ния родителей. Вообще, при интерпретации размеров фигур психо-
лог должен обращать внимание только на значительные искажения,
а при оценке величин из реального соотношения (например, семи-
летний ребенок в среднем на 1/3 ниже своего родителя).
Информативным может быть и абсолютный размер фигур.
Большие, занимающие весь лист фигуры рисуют импульсивные,
уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень малень-
кие фигуры связаны с тревожностью, чувством небезопасности.
Следует обращать внимание и на рисование отдельных частей
тела членов семьи. Дело в том, что отдельные части тела связаны с
определенными сферами активности, являются средствами общения,
контроля, передвижения и т. д. Особенности их презентации могут
указывать на определенное, связанное с ними чувственное содержа-
ние. Коротко проанализируем самые информативные в этом плане
части тела.
Руки являются основными средствами воздействия на мир,
физического контроля поведения других людей. Если ребенок рису-
ет себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это
часто связано с его агрессивными желаниями. Иногда такие рисунки
рисуют и внешне спокойные, покладистые дети. Можно предпола-
гать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окру-
жающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисова-
ние себя также может указывать на стремление ребенка компенси-
ровать свою слабость, на желание быть сильным, властвовать над
другими. Эта интерпретация более достоверна тогда, когда ребенок
в дополнение к «агрессивным» рукам еще рисует и широкие плечи
или другие символы мужественности и силы. Иногда ребенок рисует
всех членов семьи с руками, но «забывает» нарисовать их себе. Если
при этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким,
то это может быть связано с чувством бессилия, собственной незна-
чительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его
активность, чрезмерно его контролируют. Интересны рисунки, в ко-
торых один из членов семьи нарисован с длинными руками и очень
большими пальцами. Чаще всего это указывает на восприятие ре-
бенком пунитивности, агрессивности этого члена семьи. То же зна-
чение может иметь и презентация члена семьи вообще без рук - та-
ким образом ребенок символическими средствами ограничивает его
|