Navigation bar
  Print document Start Previous page
 280 of 373 
Next page End  

280
очень много, то можно брать все возможные триады из набора. Од-
нако, как показывают конкретные исследования, после тридцати
триад редко появляются абсолютно новые конструкты (Похилько В.
И., Федотова Е. О., 1984). Поэтому на практике, как правило, огра-
ничиваются небольшим набором триад, например, с таким расчетом,
чтобы каждый элемент встретился с каждым хотя бы один раз.
Метод самоперсонификации. Этот метод — вариант метода
триад. Отличие состоит в том, что в каждую триаду в качестве одно-
го из элементов входит элемент «Я сам». Этот метод позволяет вы-
являть наиболее личностно-релевантные конструкты.
Метод полного контекста. Испытуемый работает сразу со всем
набором элементов (лучше, если они будут выписаны на карточках)
и классифицирует их различными способами. Таким методом можно
«вызывать» невербализованные и невербализуемые конструкты, на-
пример, попросить испытуемого разложить карточки на две группы
по сходству между собой. После того как переписаны номера карто-
чек в каждой группе, испытуемого просят разложить их по какому-
либо другому признаку. Если испытуемый не может точно опреде-
лить принципы для той или иной классификации, можно попросить
его определить их метафорически, образно. Этот способ позволяет
сразу же в процессе «вызывания» конструктов «заполнять» реперту-
арную матрицу.
Т. Кин и Р. Белл предложили оригинальный метод вызывания
одновременно конструктов и элементов (Keen Т., Bell R., 1981). Этот
метод может быть рекомендован при первом знакомстве с испытуе-
мым, когда психолог еще ничего не знает о нем и не может сразу оп-
ределить необходимый репертуар элементов. Испытуемому предла-
гают первый элемент (мы в таких случаях часто используем ролевую
инструкцию «Я сам») и просят назвать кого-то (или что-то, если в
качестве элементов используются предметы), отличающегося от
первого элемента каким-либо значимым образом. После того как оп-
ределены оба полюса конструкта, испытуемому предлагается на-
звать третий элемент, относящийся к данному конструкту. Этот тре-
тий элемент становится первым для следующего конструкта, и про-
цедура повторяется дальше, пока не будет исчерпана область или не
начнутся повторения конструктов и элементов (рис. 32).
Процедуры «Лестница» и «Пирамида». Эти процедуры позво-
ляют вызывать суперординатные (более базовые, широкие) и субор-
динатные (подчиненные) конструкты . Процедуры могут быть при-
менены самостоятельно или к вызванным на предыдущем этапе кон-
структам.
Психолог выбирает один из первоначально вызванных конст-
руктов и предлагает испытуемому рассмотреть его более вниматель-
но. Например, был вызван конструкт «застенчивый - общительный».
Hosted by uCoz