29
решить, с какой стороны закрыть за собой дверь в храм - с внутрен-
ней или с внешней.
Сообщается, что эту суровую систему испытаний успешно
преодолел знаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись в
Грецию, он основал школу, допуск в которую открывал только для
тех, кто был способен преодолеть серию различных испытаний, по-
хожих на те, которые он выдержал сам. Как свидетельствуют источ-
ники Цит. по: Голицын Н. Н., 1855, Q.
118), Пифагор подчеркивал
важную роль интеллектуальных способностей, утверждая, что «не из
каждого дерева можно выточить Меркурия», и потому, вероятно,
придавал большое значение диагностике именно этих способностей.
Для этого каждому давалась сравнительно трудная математическая
задача. В случае ее решения вопрос о приеме решался сразу. Однако
чаще всего задача не решалась, после чего неудачника вводили в зал,
где ученики, по правилам испытаний, должны были беспощадно
поднимать его на смех, давая ему обидные прозвища. Если поведе-
ние новичка в этой критической ситуации характеризовалось умени-
ем отвечать на выпады, хорошо и достойно держать себя, его при-
нимали в школу (подробнее см.: Аванесов В. С., 1982).
Особое значение Пифагор придавал смеху молодых людей, ут-
верждая, что манера смеяться является самым хорошим показателем
характера человека. Он внимательно относился к рекомендациям ро-
дителей и учителей, вел тщательное наблюдение за каждым нович-
ком после того, как последнего приглашали свободно высказываться
и не стесняться, смелее оспаривать мнения собеседников (там же).
Сообщается (Dubois P., 1970), что за 2200 лет до н. э. в Древ-
нем Китае уже существовала система проверки способностей лиц,
желавших занять должности правительственных чиновников¹. Каж-
дые три года чиновники повторно экзаменовались лично у импера-
тора по «шести искусствам»: музыке, стрельбе из лука, верховой ез-
де, умению писать, считать, знанию ритуалов и церемоний. Для го-
сударства система экзаменов была важным средством отбора доста-
точно способных, в меру эрудированных и, главное, лояльных по
отношению к власти людей для последующего их использования на
административной службе.
Нередко результаты испытания интеллектуальных способно-
стей становились предметом гордости того или иного народа, а ино-
гда служили даже для извлечения доходов. Сообщается, например,
что индийский царь Девсарм, желая испытать мудрость персов, при-
слал им шахматы. Предполагалось, что персы вряд ли сумеют разга-
дать суть этой игры, и потому они должны были по условию ото-
1
Существует мнение, что подобная практика в Китае сложилась значительно позже (Воскресен-
ский Д. М. Человек в системе государственных экзаменов // История и культура Китая. М.,
1974).
|