294
9.1. САМОСОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОДИАГНО-
СТИКИ
Самосознание -это прежде всего процесс, с помощью которого
человек познает себя. Но самосознание характеризуется также своим
продуктом - представлением о себе, «Я-образом» или «Я-
концепцией»¹. Это различение процесса и продукта в психологиче-
ский обиход было введено У. Джемсом в виде различения «чистого
Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Познает, ко-
нечно, не сознание, а человек, обладающий сознанием и самосозна-
нием; при этом он пользуется целой системой внутренних средств:
представлений, образов, понятий, среди которых важную роль за-
нимает представление человека о себе самом - о своих личностных
чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, таким обра-
зом, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его
существенным условием, моментом этого процесса. Не случайно по-
этому известный исследователь проблемы самосознания И. С. Кон
пишет о растущем понимании относительности различий между
действующим и рефлексивным «Я» как об одной из главных тенден-
ций в современных исследованиях (Кон И. С., 1981).
Задача анализа собственно процесса самосознания оказалась,
однако, более сложной, чем задача анализа продуктов или результа-
тов этого процесса. Как человек приходит к тому или иному пред-
ставлению о себе, какие внутренние действия при этом совершает,
на что опирается - все эти вопросы сейчас интенсивно разрабатыва-
ются в научных исследованиях, однако результаты поисков пока не
воплотились в психодиагностических алгоритмах и методиках. Пси-
ходиагностика самосознания традиционно направлена на выявление
продукта самосознания - представления о себе. При этом допускает-
ся, а затем доказывается, что «Я-концепция» не просто продукт са-
мосознания, но важный фактор детерминации поведения человека,
такое внутрилич-ностное образование, которое во многом определя-
ет направление его деятельности, поведение в ситуациях выбора,
контакты с людьми.
Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: зна-
ния о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и
накапливает о себе различные знания, эти знания составляют содер-
жательную часть его представлений о себе - его «Я-концепцию».
Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то,
что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок,
1
Представление о себе, «Я-образ», «Я-концепция», хотя и не являются полностью синонимич-
ными терминами, тем не менее не имеют фиксированных терминологических различий и в дан-
ном контексте используются как синонимы.
|