299
мация, имеющаяся у партнера, характеризует их как благородных
(Baumeister R., 1982).
Исследования феномена самопрезентации заставляют более
тщательно анализировать условия проведения диагностической про-
цедуры, оценивать влияние таких параметров диагностической си-
туации, как восприятие обследуемым дальнейшей судьбы результа-
тов тестирования, возможностей продолжения контактов с психоди-
агностом, пола, возраста и статуса психодиагноста. Обследуемый не
просто сообщает то, что он о себе думает, но активно подает себя,
стараясь произвести впечатление, которое сообразуется с его лично-
стью в целом, с ситуацией и с партнером по общению.
Различия в субъективной значимости параметров «Я-
концепции». Одни и те же по своему содержанию знания о себе у
разных людей могут обладать различной субъективной значимо-
стью. Из этого следует, что использование в индивидуальной психо-
диагностике универсальных содержательных параметров «Я-
концепции» может приводить к ошибочным заключениям (Анастази
А., 1982, т. 2, с. 221). Один из путей повышения достоверности ди-
агностических заключений -это отбор наиболее универсальных и
общезначимых параметров «Я-концепции», позволяющих умень-
шить вероятность ошибки. Другой путь - использование методов,
описанных в предыдущей главе, позволяющих выделить значимые
параметры у данного субъекта. Достоверность диагностических за-
ключений в консультативной и психотерапевтической практике по-
вышается за счет введения в поле зрения диагноста смысла того или
иного аспекта «Я-концепции» для обследуемого. Это достигается
путем анализа той субъективной роли, которую у данного человека
играют усматриваемые им в собственном «Я» черты в процессе дос-
тижения значимых для него мотивов и целей (Столин В. В., 1983).
Сложное строение «Я-концепции». Психодиагностические
данные могут интерпретироваться лишь в контексте теоретических
представлений о строении «Я-образа» и процесса самосознания в
целом. Кратко охарактеризуем основные положения, касающиеся
строения самосознания и «Я-концепции».
Самосознание имеет уровневое строение. Эта идея не раз выс-
казывалась в отечественной и мировой литературе. И. G. Кон фор-
мулирует уровневую концепцию «Я-образа», используя понятие ус-
тановки (Кон И. С., 1978). Основания для этой концепции Кон на-
ходит в теории диспозиционной регуляции социального поведения
(Ядов В. А., 1975). В целом «Я-образ» понимается как устано-
вочная система; установки обладают тремя компонентами: когни-
тивным, аффективным и производным от первых двух поведенче-
ским (готовность к действиям в отношении объекта). Нижний уро-
вень «Я-образа» «составляют неосознанные, представленные только
|