3
на, изучающая человека, но и система прикладного знания, позво-
ляющая и психологу-практику, и специалисту-смежнику (педагогу,
руководителю, тренеру, врачу) совершенствовать свою работу с
людьми.
Предлагаемая читателю книга посвящена психодиагностике -
разделу психологического знания, формирующемуся на стыке фун-
даментальных отраслей психологии с практическими запросами
жизни.
Современная психодиагностика все шире используется в таких
областях социальной практики, как: 1) расстановка кадров, проф-
подбор и профориентация; 2) прогнозирование социального поведе-
ния, например стабильности брака, законопослушности; 3) оптими-
зация обучения и воспитания; 4) консультативная и психотерапевти-
ческая помощь; 5) судебная психолого-психиатрическая экспертиза;
6) прогнозирование психологических последствий изменения среды.
Помимо этого, психодиагностические методики
один
из инстру-
ментов научных исследований в психологии личности и межлично-
стных отношений.
Конкретная практическая польза от применения психодиагнос-
тики зависит от уровня социально-экономического развития обще-
ства и связанной с ним степени влиятельности субъективного, чело-
веческого фактора в сфере производства и экономики в целом. В со-
временном мире психодиагностика служит интересам общества в це-
лом и интересам конкретных его членов (учащихся, пациентов здра-
воохранительных органов, клиентов психологических консультаций
и т. д.). Еще одно важнейшее условие полезности использования
психодиагностики
это
ее научность, основанная на знании прин-
ципов формирования и природы диагностируемых качеств, на зна-
нии закономерностей процесса психодиагностики и характеристик
ее инструментов.
Психодиагностика, как уже отмечалось, используется в кон-
кретных областях жизнедеятельности людей: в здравоохранении, в
спорте, в школьном и вузовском обучении, на производстве, в се-
мейных консультациях и т. д. В каждой из этих областей существу-
ют специфические условия использования психодиагностических
средств, специфические психодиагностические задачи и методы, со-
ставляющие предмет частных или специальных психодиагностик
(профессиональной, спортивной, клинической и т. д.). Помимо этих
частных вопросов в психодиагностике существуют и более общие,
универсальные вопросы, решение которых составляют предмет об-
щей психодиагностики, К ним относятся: 1) методологические, тео-
ретические и конкретно-методические принципы построения психо-
диагностических инструментов и формулирования психодиагности-
ческих заключений; 2) методики психодиагностики наиболее уни-
|