302
схеме тела не разделены дифференцирующая и присоединяющая со-
ставляющие. На уровне организма формируется также самочувствие
- итог процессов, отражающих состояние внутренних органов,
мышц, активации организма в целом. Самочувствие - биологический
аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности
потребностей организма в благополучии, целостности, функцио-
нальном состоянии.
На уровне социального индивида активность человека подчи-
нена иной потребности - потребности в принадлежности человека к
общности, в признании его этой общностью. Эта активность регули-
руется усваиваемыми индивидом социальными нормами, правилами,
обычаями, технологическими предписаниями, уставами и т. д., кото-
рые усваиваются индивидом. «Я-образ» облегчает человеку ориен-
тацию в системе этих активностей прежде всего за счет формирова-
ния своей присоединяющей образующей - системы социальных са-
моидентичностей: половой, возрастной, этнической, гражданской,
социально-ролевой.
В рамках этих идентичностей субъект сравнивает себя с эта-
лонами соответствующих общностей и через эти эталоны - с други-
ми людьми. Эти сравнения образуют базу для дифференцирующей
образующей «Я-образа», которая, следовательно, вторична на этом
уровне по отношению к присоединяющей образующей.
Жизненная важность для субъекта быть принятым другими
людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение во-
внутрь отношения других: принятие другими или отвержение ими.
На
уровне
личности активность субъекта вызывается прежде
всего потребностью в самореализации - в труде, любви, спорте и т.
д. - и реализуется с помощью ориентации на собственные способно-
сти, возможности, мотивы. Поэтому в «Я-образе» ведущее место на-
чинает занимать дифференцирующая образующая «Я-концепции»,
обеспечивающая неслучайность самоопределения личности. Осно-
вой самоотношения становится потребность в самоактуализации;
собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются в от-
ношении к мотивам, выражающим потребность в самореализации, и
рассматриваются как ее условие.
Как показывают результаты факторного анализа, самоотноше-
ние, в свою очередь, оказывается структурно-сложным образовани-
ем, включающим в себя как общее, глобальное чувство за или про-
тив самого себя, так и более специфические параметры: самоуваже-
ние, аутосимпатию, самоинтерес или близость к самому себе, ожи-
даемое отношение других.
Самоотношение активно защищается личностью. Этот тезис
находит солидное подтверждение в литературе. В частности, описан
феномен компенсации, который может быть интерпретирован как
|