306
тельских целях, приводится в книге Р. Бурнса (Bums R., 1979).
Наиболее удобным для читателя было бы изложение психоди-
агностических методик в соответствии с расчленениями в предмете
психодиагностики. Так изложен материал в руководстве Р. Уайли:
она различает методы, направленные в основном на анализ глобаль-
ного самоотношения, и методы, направленные на более специальные
измерения «Я-концепции», а также методы, ориентированные на
«феноменальное Я», и методы, ориентированные на неосознанное,
«нефеноменальное Я». Однако такое изложение материала в приме-
нении к теоретическим положениям относительно строения само-
сознания, сформулированным выше, крайне затруднительно, так как
методики создавались на основе разных теоретических предпосы-
лок, многие из них многомерны, часто нет надежных оснований для
их теоретической переинтерпретации. Поэтому в изложении мате-
риала мы будем придерживаться методического принципа и охарак-
теризуем типы методик применительно к анализу самосознания, в
некоторых случаях иллюстрируя их данными о наиболее популяр-
ных методиках.
Стандартизованные самоотчеты. К этому типу методик от-
носятся прежде всего тест-опросники, состоящие из более или менее
развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к
самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей отно-
сительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъек-
та; поведенческих проявлений; взаимоотношений с другими людь-
ми. Способ ответа широко варьирует в различных опросниках: ис-
пользуется двух-, трех-, четырех-, пяти-, семиальтернативный вы-
бор, вербальное или невербальное согласие. Прриведенные ниже оп-
росники относятся к числу наиболее популярных.
Шкала «Я-концепции» Теннесси -
Fitts
W., 1965) - опросник,
предназначенный для подростков (с 12 лет) и взрослых. Содержит
90 пунктов на анализ «Я-концепции» и 10 пунктов шкалы лжи. Ис-
пользуется пятишаговая шкала ответов от «полностью согласен» до
«абсолютно не согласен». Пункты опросника отбирались с помощью
экспертов - клинических психологов. Требовалось согласие семи
экспертов в отнесении каждого утверждения к определенным строке
и столбцу. По строкам были представлены: 1) самокритичность, 2)
самоудовлетворенность, 3) поведение; по столбцам: 1) «физическое
Я», 2) «моральное Я», 3) «личностное Я», 4) «семейное Я», 5) «соци-
альное Я». Расчет показателей для строк и столбцов дает восемь ин-
дексов теста. Дополнительно вычисляются два индекса: 1) вариа-
бельности- как меры согласованности восприятия себя в различных
областях; 2) распределения - как меры расположения субъектом
своих ответов по пятишаговой шкале. Выбор в основном средних
значений (низкий индекс распределения) говорит о большом вклю-
|