Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 373 
Next page End  

31
вывешивался у Восточных ворот столицы, об их победах на конкур-
се сообщалось в родную общину. Имена наиболее отличившихся
высекали на специальных каменных стелах, установленных в Храме
Литературы (Берзин Э. О., 1982).
Интересные данные приводятся В. Н. Басиловым в отношении
шаманства. У некоторых народов (например, у эскимосов) чуть ли
не каждый взрослый мужчина считал себя способным к шаманству,
но эти претензии отвергались в процессе испытаний. Проверка и,
как результат ее, признание были непременными условиями шаман-
ской деятельности. У разных народов проверка шамана принимала
свои формы. В частности, когда у казахов кто-либо объявлял себя
шаманом, то он по требованию народа должен был, ходить по снегу
в трескучий мороз босиком и с обнаженной головой, лизать языком
раскаленные докрасна железные предметы. У народности ханты не-
удачного претендента объявляли сумасшедшим. У ульчей шаман
подвергался испытаниям во время поминок. Такой же обычай был у
нанайцев (Басилов В. Н., 1984).
Приведенный краткий исторический экскурс позволяет сде-
лать вывод о необходимости рассматривать испытания индивиду-
альных способностей как важную и неотъемлемую часть общест-
венной жизни многих (если не всех) народов мира со времен древ-
нейших цивилизаций и до наших дней. Однако можно ли, на осно-
вании приведенных данных, говорить о глубокой истории и широ-
кой распространенности тестов? Если согласиться с наиболее из-
вестными сейчас определениями теста, даваемыми как перевод с
английского слова «test» - испытание, проверка, проба, то на постав-
ленный вопрос надо ответить утвердительно. Дело, однако, в том,
можно ли в наше время так определять тест...
С течением времени обыденное представление о тесте и науч-
ное понимание теста все больше удалялись друг от друга. Хотя вся-
кий тест включает в себя элемент испытания, он не сводится только
к нему, ибо сейчас это метод исследования, включающий в себя ряд
чисто научных требований. На каждом этапе развития науки требо-
вания к тестам и они сами менялись. Игнорирование этого диалек-
тического момента нередко приводит к упрощенчеству в оценках
тестов.
Настоящая история тестов началась век назад, в канун периода
ломки устаревшего общественного строя, революционного измене-
ния общественного сознания, совпавшего по времени с научным
кризисом, сразившим естествознание. Диалектика и материализм
потрясли идеалистический фундамент психологии и стали основой
новой методологии.
К началу XX в. практические потребности изучения преобла-
дающих способностей были сформулированы в виде научной про-
Hosted by uCoz