320
ной, то прежде всего к самому себе»).
6. Самоинтерес («Если бы мое второе "Я" существовало, то
для меня это был бы самый скучный партнер по общению»).
7. Самопонимание («Иногда я сам себя плохо понимаю»).
Все эти факторы были интерпретированы как наиболее кон-
кретный уровень самоотношения - уровень внутренних действий в
адрес самого себя или готовности к таким действиям. Соответст-
вующие шкалы содержат по 67 пунктов.
Последовательное вращение 3, 4 и 5-го факторов позволило
остановиться на трехфакторном решении как наиболее содержа-
тельно интерпретируемом. Эти факторы образовали более обоб-
щенный уровень самоотношения, описываемый четырьмя измере-
ниями:
Самоуважение -
шкала из 14 пунктов, объединивших утвер-
ждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопо-
нимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотно-
шения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в
свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих
возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопо-
следовательным, понимание самого себя;
Аутосимпатия - шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в
которых отражается дружественность-враждебность к собственному
«Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самоприятия», «самооб-
винения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе
объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях,
доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе -
видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку,
готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмо-
циональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка,
вынесение самоприговоров;
Самоинтерес - шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к
самому себе, в частности - интерес к собственным мыслям и чув-
ствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в сво-
ей интересности для других;
Ожидаемое отношение других людей -
шкала из 13 пунктов,
отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к
себе окружающих. Человек, ожидающий антипатичного отношения
к себе, ждет его как от большинства, от посторонних или мало с ним
связанных людей, так и от немногих, любовь которых ему важна. От
других людей такой человек ждет отрицания его внутренних досто-
инств (совести), антипатии к своей внешности. При этом он как бы
принимает (постулируемую им) антипатию других, что проявляется
в том, что себе он не желает добра по-настоящему. Себя он считает
уникальным, непохожим на других, не ставит перед собой задачу на
|