329
исходной схемы анализа: трехмерная система координат с осями
симпатия-антипатия, уважение-неуважение, близость-отдаленность¹.
Основными категориями анализа являются категории симпатии,
уважения, близости, антипатии, неуважения, отдаленности. Апроба-
ция методики, выполненная преимущественно на студентах гумани-
тарных вузов, позволила выделить следующие подкатегории: для ка-
тегории уважения - подкатегории внешнего и внутреннего уважения,
для категории неуважения - подкатегории внешнего и внутреннего
неуважения (для облегчения анализа в качестве категорий можно
использовать сочетания внешнего и внутреннего аспектов уважения-
неуважения), для категории близости - подкатегории слитной, без-
оценочной близости и близости рефлексивной, или разтождествлен-
ной. Соответственно имеются девять категорий анализа отношения,
выраженного к персонажу: симпатия, антипатия, уважение, неува-
жение, внешнее неуважение при внутреннем уважении, внешнее
уважение при внутреннем неуважении, слитная близость, разтожде-
ствленная близость, отдаленность (при отсутствии обоих видов бли-
зости).
Симпатия - это позитивная эмоциональная оценка личностных
качеств, привлекательности себя или другого человека. Выражая
симпатию к персонажу, субъект вольно или невольно приглашает
читателя разделить с ним убеждение: «Вот какой милый и приятный
человек».
Стремясь вызвать симпатию к персонажу, испытуемый припи-
сывает ему симпатичные, с его точки зрения, качества, стремления,
интересы, ценности, мысли и чувства, а также прямо выражает бла-
гожелательность и позитивное эмоциональное отношение с помо-
щью чисто оценочных характеристик. «Симпатичный персонаж»
стремится к хорошему, хочет, чтобы другим было хорошо, к нему
хорошо (тепло, с любовью, сочувствием) относятся другие, ему нра-
вятся хорошие люди и он нравится хорошим людям. Испытуемый
выражает ему сочувствие, жалеет его (если он неуспешен), оправ-
дывает его, желает ему счастья в будущем. Что касается конкретных
эмпирических индикаторов, то они могут существенно или несуще-
ственно различаться в зависимости оттого, к какой социальной, про-
фессиональной или возрастной группе относится испытуемый. На
основе апробации методики на студентах гуманитарных вузов был
выделен ряд эмпирических показателей симпатии, характеризующих
именно эту субкультуру. К ним относятся: констатация наличия у
персонажа высоких нравственных идеалов и черт (порядочность, че-
стность, трудолюбие, альтруистическая мотивация, чувство долга);
1
Данная методика может быть использована и для исследования внутренней диалогичности, а
также мотивов и потребностей личности. Соответственно иной будет и система категорий ана-
лиза.
|