332
собный адекватно оценить ни себя, ни своих перспектив, питающий
иллюзии и не способный выделить главного в жизни, ничем (кроме
работы или стремления к материальному успеху) не интересующий-
ся, несамостоятельный, не обладающий устойчивыми убеждениями,
внутренними ценностями.
Внутреннее уважение при внешнем неуважении
сочетание
уважения к внутренним «достижениям» и неуважения к внешним
атрибутам успеха.
Такому персонажу приписываются высокие интеллектуальные
способности, талантливость, стремление к творчеству, к личностной
самореализации, твердые, определенные и самостоятельные взгляды
на жизнь, рефлексивность. Однако он не достигает успеха и не ожи-
дает его в будущем. При этом часть испытуемых отрицает значи-
мость для персонажа внешних достижений и неуспех объясняет от-
сутствием стремления к нему, другая же часть приписывает персо-
нажу высокий уровень притязаний, стремление к достижению, объ-
ясняя неуспех отсутствием бойцовских качеств).
Категории внешнего и внутреннего уважения (неуважения)
дифференцируют важный момент в самосознании - тот факт, что
уважение за явные общепризнанные достижения может сопровож-
даться неуважением внутренних стремлений, мотивов, стоящей за
этими достижениями личности (и наоборот, неуважение за отсутст-
вие общезначимых социальных достижений может сопровождаться
уважением к личности персонажа). Феномен этот, по-видимому, яв-
ляется выражением защитной тактики, с помощью которой снижает-
ся негативный смысл констатации собственного социального неус-
пеха. С точки зрения эмоционального содержания, этот феномен
можно интерпретировать и в терминах уважения (внутреннего), и в
терминах антипатии (рационализированной). Предлагаемая здесь
терминология хороша тем, что позволяет отличить прямое эмоцио-
нальное ниспровержение персонажа (антипатия) от отношения,
обоснованного с помощью некоторых специфических идеалов лич-
ности (внутреннее уважение и неуважение).
Слитная близость -
выражение своего понимания другого че-
ловека, знания его внутреннего мира, интерес к нему.
Испытуемый, переживающий слитную близость к персонажу,
детально и развернуто описывает его ценностно-интенционные ха-
рактеристики (мысли, чувства, стремления), глядя на персонаж как
бы
изнутри, глазами самого персонажа, часто использует прямую
речь, приводит примеры, конкретные события из жизни персонажа,
иллюстрирующие то или иное его качество, оправдывает персонаж
так, как может оправдываться человек, рассказывая о себе; текст ха-
рактеризуется повышенной экспрессией, нестереотипизированно-
стью (неформальностью).
|