350
честв у здоровых людей и людей с суицидальным поведением. Цен-
ность и самооценка физических качеств у суицидентов значительно
снижены (различия по X² значимы на 0,001 уровне). Сниженным
оказывается у них и общий уровень самоприятия: г = 0,72 у здоро-
вых людей и г = 0,38 - у суицидентов (Дорожевец А. Н., 1982). Од-
нако вопреки ожиданиям уровень самоприятия оказывается доста-
точно высоким у женщин - транссексуалов, стремящихся к измене-
нию пола хирургическим путем (г = 0,43).
Сопоставление данных, полученных при апробации методики
в разных клинических группах, поднимает вопрос о том, каков вклад
каждой из составляющей эмоционально-ценностного отношения к
себе в общий уровень самоприятия человека. В частности, представ-
ляется необходимой проверка гипотезы о более тесной связи само-
приятия и симпатии, чем самоприятия и самоуважения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы надеемся, что психологи, профессионально связанные с
психодиагностикой, смогут извлечь из публикуемой книги пользу
для своей научной или практической деятельности.
Мы также надеемся, что те психологи, которые профессио-
нально не связаны с психодиагностикой, придут к выводам, сходным
с теми, которые приведены ниже.
Психодиагностика, при всем ее несовершенстве, - серьезная
наука.
Тесты, опросники, шкалы - это не забавные шарады, которые
приятно отгадывать в свободное время, а диагностические инстру-
менты, используемые в науке и практике.
Использование диагностического инструмента требует глубо-
кого понимания природы выявляемых характеристик, сути научных
споров, как правило, сопровождающих исследование этих характе-
ристик.
Тот, кто использует диагностический инструмент в практиче-
ских целях или как средство измерения в научных целях, обязан
знать, что именно выявляет (измеряет) данный инструмент и каким
способом установлена его валидность.
Подвергая человека обследованию, необходимо знать, какие
психические процессы актуализируются в диагностической проце-
дуре и какие факторы, способные изменить результаты, влияют на
поведение в ситуации обследования.
Пользователь учитывает при интерпретации надежность инст-
румента, характер выборки, на которой получены нормативные дан-
ные, и возможность сопоставления с ними данных «своего» обсле-
дуемого.
|