36
тарен в межличностных отношениях, нетерпим к мнению других и
возражает против всяких социальных перемен. Как правило, в США
эти лица примыкают к правым политическим группам, требующим
запрещения тестов. Второй источник критики этот же автор видит в
системе социальных ценностей, имеющей свои корни в отношении к
вопросам равенства людей. Если в обществе одобряется принцип от-
крытого соревнования его членов, то в каждом поколении на пе-
редовые позиции должны выдвигаться наиболее талантливые люди.
В таком обществе каждый должен иметь возможность внести свой
вклад в соответствии со своими способностями. Последние должны
быть оценены, и потому ориентация на этот принцип создает благо-
приятное отношение к тестам (Brim S., 1965). Третий источник явля-
ется, по мнению Р. Кеттелла (Cattell
R., 1950), следствием эмоцио-
нального и сентиментального отношения людей эстетического и
нарциссического типа, возражающих против всякой попытки пред-
ставить «уникальную, художественную личность» в виде формул.
Четвертый источник критики является научным и касается не-
достатков тестового метода.
В 30-е годы случилось так, что психотехника не оправдала
возлагавшихся на нее надежд в смысле заметного повышения произ-
водительности труда. Она и не могла это сделать, потому что на том,
сравнительно низком уровне промышленного развития прогресс в
значительной мере зависел от уровня индустриализации и автомати-
зации производства. При достижении необходимого уровня развития
средств производства человеческий фактор вновь начинает играть
ключевую роль. Вот почему именно в последние годы стал заметно
увеличиваться поток прикладных психологических исследований,
нацеленных, в частности, на повышение эффективности человека-
оператора в управлении сложными техническими системами. Соот-
ветственно возросла роль психофизики, психометрии, прикладной и
инженерной психологии, психологии труда и безопасности, экспе-
риментальной психологии, научно обоснованной профориентации и
профотбора. Вместе с этим опять возросло и значение тестов.
Хотя в 30-е годы практическая работа по тестам затормози-
лась, научное изучение действительных возможностей этого метода
в нашей стране не прекращалось. Часть тестов применялась под ви-
дом контрольных заданий, испытаний, и, наоборот, различные испы-
тания нередко назывались тестами. Суть вопроса, разумеется, не в
названиях, а в принципиальных отличиях.
Первое отличие состоит в том, что тест является научно обос-
нованным методом эмпирического исследования в психологии и в
ряде других наук. Важная мысль К. Маркса о том, что одна эконо-
мическая эпоха отличается от другой не тем, что она производит, а
тем, каким способом она это делает относится в полной мере и к
|