Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 373 
Next page End  

52
2) лишь частичное сходство феноменов, обозначаемых в пси-
хоанализе этим термином, с процессами, имеющими место в проек-
тивном исследовании;
3) различие типов проекции в разных проективных тестах. Ос-
тановимся на анализе каждого из перечисленных пунктов. Впервые
термин «проекция» в его психологическом значении был
использо-
ван 3. Фрейдом для объяснения патологических симптомов пара-
нойи в 1896 г., а затем при разборе «случая Шребера» в 1911 г. В
этих работах проекция понималась как приписывание другим людям
социально неприемлемых желаний, в которых человек как бы отка-
зывает сам себе. В этом случае проекция рассматривалась Фрейдом
как механизм защиты против неосознаваемых асоциальных влече-
ний, в частности гомосексуальности, которая лежит в основе бредо-
образования при паранойе. Впоследствии была описана так назы-
ваемая фобическая защитная проекция - вынесение вовне, экстерио-
ризация страха, тревоги, в действительности имеющих эндогенную
природу (Фрейд 3., 1924). В работах последующих лет наряду с кон-
цепцией защитной проекции, входящей в состав различных патоло-
гических состояний, Фрейд вводит понятие .проекции как нормаль-
ного психологического процесса, участвующего в формировании
нашего восприятия внешнего мира. Проекция интерпретируется им
как первичный процесс «уподобления» окружающей реальности
собственному внутреннему миру (Фрейд 3., 1925а; 19256; 1924). Та-
ков механизм, например, детского или религиозно-мифологического
мировосприятия.
Таким образом, проекцией Фрейд называет два существенно
отличающихся друг от друга явления, в основе которых лежат про-
цесс самозащиты и процесс «самоуподобления». Их объединяет не-
осозна-ваемость трансформаций, которым подвергаются исходные
влечения, - в сознании выступает лишь продукт этих преобразова-
ний. Со временем проекция стала столь расхожим термином, что
дифференцировать ее от явлений идентификации, переноса и неко-
торых других психоаналитических феноменов стало чрезвычайно
трудно (Laplanche
J., Pontalis
J., 1963). Например, говорят о проек-
ции в психотерапевтической ситуации, когда на врача «переносятся»
чувства, предназначенные другому лицу; называют проекцией свое-
образное отождествление художника со своим творением (Г. Флобер
говорил: «Эмма- это я»), а также «сопереживание» при восприятии
художественных произведений; проекцией объясняют существова-
ние расовых и этнических предрассудков.
Б. Мюрстейн и Р. Прайер, критикуя многозначность и, следо-
вательно, недостаточную разработанность понятия проекции, пред-
лагают различать несколько видов проекции (Murstein В., Pryer
R.,
1959). Классическая защитная проекция Фрейда находит подтвер-
Hosted by uCoz