Navigation bar
  Print document Start Previous page
 68 of 373 
Next page End  

68
тегральных свойств личности), то нормальность распределения сум-
марных баллов возникает автоматически - как артефакт самой про-
цедуры подсчета суммарных баллов. При этом, конечно, форма кри-
вой распределения баллов не позволяет говорить о реальной форме
распределения измеряемого свойства, каким оно является само по
себе - в широкой популяции испытуемых. Нормальность распреде-
ления есть артефакт, прямое следствие направленного отбора пунк-
тов с заданными свойствами.
Если подбираются пункты, тесно положительно коррелирую-
щие между собой (испытания не являются статистически независи-
мыми), то в распределении баллов возникает отрицательный эксцесс
(рис. 3,а), Максимальных значений отрицательный эксцесс достига-
ет по мере возрастания вогнутости вершины распределения - до об-
разования двух вершин -двух мод (с «провалом» между ними -рис.
3,6). Бимодальная конфигурация распределения баллов указывает на
то, что выборка испытуемых разделилась на две категории (с плав-
ными переходами между ними): одни справились с большинством
заданий (согласились с большинством «ли-вопросов»), другие - не
справились.
Рис. 3. Отрицательные (а, б)
положительный (в) эксцессы
распределения тестовых баллов
Такая конфигурация распределения свидетельствует о том, что
в основе пунктов лежит какой-то один общий им всем признак, со-
ответствующий определенному свойству испытуемых: если у испы-
туемых есть это свойство (способность, умение, знание), то они
справляются с большинством пунктов, если этого свойства нет - то
не справляются. В некоторых редких ситуациях пункты могут отри-
цательно коррелировать друг с другом. В этом случае на кривой
возникает положительный эксцесс (рис. 3,
в): вся масса эмпириче-
ских точек собирается вблизи среднего значения. Такое возможно в
двух случаях: 1) когда ключ составлен неверно -объединены при
подсчете отрицательно связанные признаки, которые обусловливают
взаимоуничтожение баллов; 2) когда испытуемые применяют, разга-
дав направленность опросника, специальную тактику «медианного
балла» - искусственно балансируют ответы «за» и «против» одного
из полюсов измеряемого качества.
Итак, когда в качестве единственного эталона измерения пси-
ходиагностами рассматривается сам тест, то в качестве меры изме-
Hosted by uCoz