9
науки.
Выделяемая для психодиагностики переменная должна иметь
теоретический смысл в соответствующей области науки и практи-
ческую значимость для решения той или иной научной или при-
кладной задачи. Теоретическая обоснованность выделения, напри-
мер, тех или иных личностных черт, тех или иных мотивов, - не-
пременное условие успешности разработки диагностической про-
цедуры, недооценка которого приводит к построению «фантомной»
психодиагностики: ищутся способы выявления того, чего на самом
деле не существует.
Связь психодиагностики, с одной стороны, и теоретико-
экспериментальной психологии - с другой, имеет двусторонний ха-
рактер. Психодиагностика в целом - не только воплощение понятий
соответствующих дисциплин в конкретных методиках, но и способ
проверки истинности теоретико-психологических построений. Если,
например, предполагается, что деятельность людей существенно от-
личается по мотивам, то должны быть найдены методы, выявляю-
щие различные мотивы у разных людей. Если предполагается, что не
существует психически здорового человека, который не имел бы ка-
кой-либо мотивации, то не может существовать валидных методов,
которые бы диагностировали отсутствие всякой мотивации у кон-
кретного лица, не являющегося психически больным. Если бы отно-
сительно некоторых теоретически выделенных мотивов оказалось
невозможным обнаружить дифференциально-психологические раз-
личия или была бы обнаружена группа психически здоровых людей,
у которых отсутствовала всякая мотивация, то это означало бы су-
щественную недоработку самого понятия мотива.
Общая психодиагностика преимущественно связана с общей,
социальной и дифференциальной психологиями, частная психодиаг-
ностика - с такими областями психологии, как медицинская, возраст-
ная, консультативная, юридическая, военная психология, психоло-
гия труда, спорта и т. д.
Психология соответствующей предметной области составляет
одну из составных частей психодиагностики. Другая базовая дис-
циплина, являющаяся фундаментом общей психодиагностики и тем
самым составной ее частью, - это дифференциальная психометрика,
наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные ди-
агностические методы; этому разделу общей психодиагностики по-
священы специальный раздел в данной главе и отдельная глава в
книге.
Третье основание психодиагностики практические сферы
применения психологического знания, которые выдвигают психоди-
агностические задачи и обосновывают выделение комплексных, ин-
тегральных переменных, выступающих как объекты психодиагно-
|