99
Рис. 10. Векторная модель соотношения показателя «Тре-
вожность» по тест-опроснику MAS
с факторами тест-
опросника EPI
Таким образом, вовсе не всегда краткие названия тестов од-
нозначно выражают теоретический статус диагностического конст-
рукта - понятия об измеряемом свойстве.
Конвергентная и дискриминантная валидность. От того, как
психолог определяет диагностический конструкт, зависит стратегия
включения в тест определенных пунктов. Если Айзенк определяет
свойство «нейротизм» как независимое от экстраверсии-
интроверсии, то это означает, что в его опроснике примерно поровну
должны быть представлены пункты, с которыми будут соглашаться
невротичные интроверты и невротичные экстраверты (векторы этих
пунктов должны быть примерно поровну распределены в правом и
левом нижних квадрантах; см. рис. 10).-Если же на практике окажет-
ся, что в тесте будут преобладать пункты из квадранта «Нейротизм-
Интроверсия», то, с точки зрения теории Айзенка, это означает, что
фактор «нейротизм» оказывается нагруженным иррелевантным фак-
тором - «интроверсией». (Точно такой же эффект возникает, если
появится перекос в выборке - если в ней будет больше невротичных
интровертов, чем невротичных экстравертов.)
Для того чтобы не сталкиваться с такими сложностями, психо-
логи хотели бы иметь дело с такими эмпирическими показателями
(пунктами), которые однозначно информируют только об одном
факторе. Но это требование реально никогда не выполняется: всякий
эмпирический показатель оказывается детерминированным не ;
только тем фактором, который нам нужен, но и другими - ирреле-
вантными задаче измерения (рис. 11).
На рис. 11 постоянным для всех показателей является реле-
вантный фактор А, но каждый раз он оказывается сопряжен с ирре-
левант-ными факторами - X, К и Z. Задача состоит в таком подборе
пунктов,
|