открываемых им теоретических возможностей.
Я думаю, прежде всего следует решить, предопределяет ли метатеоретический выбор
(хотя бы совершаемый имплицитно) теоретический (и методологический) выбор или не
предопределяет и как следствие, зависит ли познавательная плодотворность теории
О
т
метатеоретических предпосылок или не зависит? С этой проблещи связан ряд основных
вопросов, остающихся неясными и касающихся «реалистской исследовательской
программы» в социологии (или, шире, в общественных науках, о которых позже). В
целом трудно понять намерение «реалистской теории науки», являющейся как она
сама себя определяет реконструкцией правил эмпирической научной практики, если
она не хочет быть еще одной «философией науки», предписывающей (как это делает
широко понимаемый позитивизм) науке образцы рационального поведения, и также
она не хочет быть еще одной занимающейся наукой философской концепцией,
значимой лишь для самой философии: ведь «реализм» хочет быть «философией для
науки». Трудно также понять, чем может быть полезно науке (которую не собираются
ни в чем поучать) доставляемое «реалистской философией науки» сознание того, что
она поступает именно по правилам реализма.
Кому в таком случае адресован аргумент, что «притязания реализма не в том, чтобы
любая конкретная наука в ее теперешнем виде действительно отразила бы объективные
структуры природной или социальной реальности, но просто в том, что он осмысленно и
прагматически полезно полагает существование таких структур как возможных объектов
научного описания»
39
. Чем отличается хотя это вопрос иного уровня рефлексии
охарактеризованная так позиция от конвенционализма и прагматизма?
Складывается впечатление, что настойчивая неоднозначность позиции автора
«Новых философских концепций социальных наук» в этих вопросах, систематически
проиллюстрированная выше многими и обширными цитатами, не является просто
следствием позиции «золотой середины», которая неустойчива по самой своей природе.
Я думаю, что главная причина (мета) теоретического замешательства отсутствие
последовательной концепции взаимосвязи онтологии с эпистемологией (и
методологией). Связь эту, однако, необходимо последовательно продумать и
сформулировать, если «новый реализм» притязает быть серьезной альтернативой
традиционным метатеоретическим позициям.
До тех пор, пока это не сделано, требование «нового реализма» "вновь переместить
акцент с теории познания на онтологию"
40
, по моему убеждению, не имеет шансов на
реализацию, а содержание «Новых философских концепциях социальных наук»
убедительных аргументов в пользу этого не доставляет. Более того, «новая формула
кантовского вопроса» в виде: «Предполагая, что у нас есть научные теории и что в
целом они кажутся неплохо функциони рующими как объяснение мира: каким должен
быть мир, чтобы наука оказалась в нем возможной?» не является, в сущности
признанием приоритета за онтологическими вопросами, скорее напротив, является
(перефразируя Гидденса) подходом «вдвойне эпистемологическим», вдвойне ставящим
онтологические вопросу в зависимость от эпистемологического контекста. Может ли
«трансцендентальный реализм» в таком случае быть оппозицией по отношению к
«эмпирическому реализму», присущему (как утверждает Аутвейт вслед за Бхаскаром)
как «классическому эмпиризму», так и «трансцендентальному идеализму», то есть двум
основным глобальным метатеоретическим ориентациям традиционной философии
науки, для которых общей является «редукция онтологии к эпистемологии», вопросов о
бытии к вопросам о нашем познании бытия, следствием чего оказывается
использование ими «онтологии эмпирического мира»? Однако находится ли в лучшей
ситуации «трансцендентальный реализм» (в варианте, представленном в книге У.
Аутвейта), обвиняющий «эмпирический реализм» в применении скрытой, а
следовательно, нерефлексивной и некритической онтологии, а значит, и использующий
|