3) переход от философской языческой аскезы к христианскому аскетизму (IV и V вв.
н.э.).
Первая фаза (см. прежде всего «Алкивиад» Платона). Проявление заботы о самом
себе было утверждением такой формы существования, которая была связана с
некоторой политической привилегией: если мы все материальные заботы поручаем
другим, то лишь с целью иметь возможность заняться самим собой. Социальные,
политические, экономические привилегии этой группы, солидарной со спартанской
аристократией, проявлялись в форме «нам необходимо печься о самих себе и, чтобы
иметь эту возможность, мы поручаем нашу работу другим». Сократ это тот, кто
стремится преобразовать статус Алкивиада, его исходное верховенство в политическое
действие, в действенное руководство другими людьми. Необходимость попечения,
заботы о себе связана с осуществлением власти. Она есть следствие статусного
положения власти и, следовательно, существует переход от статуса к власти.
Попечение о себе подразумевается и вытекает из стремления осуществлять
политическую власть над другими людьми. Невозможно руководить другими,
невозможно превратить свои привилегии в политическое воздействие на других, в
рациональное действие, не проявляя заботы о самом себе. Забота о себе занимает
промежуточное положение между политической привилегией и политическим
действием; именно здесь возникает понятие epimeleia.
13 января 1982
Chresis и душа-субъект
Можно задать два важных вопроса:
а. Что есть я сам (как объект заботы)?
б. Каким образом проявление заботы о себе может привести к умению управлять
другими?
Обратимся сперва к проблеме заботы о себе. Что значит проявлять заботу о себе? Из
«Алкивиада» Платона можно вычленить глобальную теорию заботы о себе, согласно
которой невозможно постичь истину, не имея определенного практического навыка
или даже целой системы практических навыков. Эти навыки имеют весьма
специфический характер, они трансформируют способ существования субъекта и
определяют его в процессе трансформации. В этом заключается философская тема,
породившая впоследствии многочисленные процедуры, имеющие более или менее
ритуализованный характер. Мысль о необходимости определенной технологии
обращения со своим «Я» для постижения истины была известна грекам еще до
Платона.
1) практика духовной концентрации;
2) практика отшельничества анахорезис: видимое отсутствие;
3) практика терпеливости: надо уметь переносить страдания. Платон в «Алкивиаде»
заимствует старые мотивы, обеспечивает их техническую преемственность: я обязан
проявлять заботу о самом себе с тем, чтобы стать способным управлять другими
людьми и полисом (городом-государством); следовательно, забота о себе должна
превратиться в искусство, techne, умение, которое позволило бы одному человеку
руководить другими.
Рассмотрим теперь проблему своего «Я» (heautou). Забота о себе равнозначна заботе
о своей душе: я семь моя душа. Когда мы констатируем, что Сократ разговаривает с
Алкивиа-дом, что это значит? Это значит, что Сократ пользуется определенным
языком. Этот простой пример имеет большое значение, поскольку поставленный
вопрос есть вопрос о субъекте. Сократ говорит с Алкивиадом: каков предполагаемый
субъект, когда мы подразумеваем эту речевую деятельность Сократа по отношению к
|