Navigation bar
  Print document Start Previous page
 205 of 301 
Next page End  

42. Erl. 28. 298 ( = Weim. 10. 2. Abt. 23), 340; 13. 230.
43. Erl. 63. 114.
44. Erl. 63. 157.
45. Ср.: Н о 11   K. Luthers Auffassung von der Religion. 10 f.
46. См.: L о о f s. Leitfaden der Dogmengeschichte ' 320.
47. Sermo 81. 6; Loofs. Op. cit. 396.
48. Ср. с прим. 39.
СЕ. См:. Das Gebet. 411. Anm. 75.
50. Ср.: Loofs. Op. cit. 396 ff.
51. Erl. 10. 25f.; 16. 142; Ср.: 18. 20.
52. См.: Das Gebet. 225 f.
53. Erl. 8. 65 f.; 12. 175 f.; Ср.: 17. 260.
54. Ср.: Soderblom. Kallet in Narstunderna vaxta och skrida. I. 1909. 177 ff.; Beruf und
Berufstreue (Predigt). Leipzig, 1914; Birgitta och reformationen (foredrag), 1916.
55. Protestantisches Chistentum. 263. 53. Texte zur indischen Gottesmystik. I, 1917.
57. В частном письме по поводу выхода в свет моей рукописи «о буддийском
погружении».
ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА
*Уже в ходе дискуссии по докладу я должен отвергнуть упрек в том, что отождествляю
мистику и католицизм. То, что католицизм как синкретическое учение содержит много
элементов, не тождественных мистике, выше было уже ясно сказано. В то же время на
Западе во второй половине средневековья мистика является характерной формой более
высокой католической набожности факт, который не станет оспаривать никто, кто
знает католическую молитвенную и назидательную литературу. При этом не следует
забывать, что в индивидуальной набожности действуют и другие мотивы:
евангелический Иисус и павло-иоанновская вера в Христа, староцерковная литургия,
староцерковная догма, дух ордена Бенедиктинцев, раннесредневековое покаяние. Но
все эти мотивы подчинены в католической набожности лейтмотиву мистики: мистика
— владыка; все более древние формы религиозной жизни находятся в услужении у нее.
Так же и в протестантизме есть мистика; евангелическая набожность имеет даже
больший мистический уклон. чем это предполагалось ранее. Но при этом она, как
решительно подчеркнул Ричль в отношении пиетизма — не евангелическая и зависима
от католической мистики. Евангелическая молитвенная и назидательная литература
обязана своим мистическим налетом влиянию католической богословской литературы,
которое стало заметно уже во второй половине века Реформации. (Ср.: А 11 h a u s P.
Zur Charakteristik der evangelischen Gebetsliteratur im Reformationsjahrhundert, 1914.) Так
же „ ценное богатство евангелических церковных песнопений показывает мистическое
католическое влияние, которое не было осознанным. В пиетизме Германии и
Нидерландах оживает пламенная эротика средневековой бернардинской монастырской
мистики. Уравновешенная Арнольдом и Терстегеном духовная мистика есть лишь
протестантский отпечаток католического квиетизма, завершенного в Молиносе. Так,
история возникновения протестантской мистики доказывает весьма спорное
утверждение, что мистика есть индивидуальная католическая набожность вообще.
Протестантские «спиритуалисты» (Швенкфельд, Себастьян Франк, Себастьян Кас-
телльон, Дирк Корнхирт, Джордж Фоке) не являются действительно мистиками,
несмотря на очевидное влияние на них мистики Экхарта — Таулера. Их духовный
Hosted by uCoz