Ты один есть, и есть одна религия и один культ» (Н е i I e r Fr. Die Religionen der
Menschheit. Neu herausgegeben von Kurt Goldammer. Stuttgart. 1982. P. 554555. Ср.
с
положениями о будущем религии, приведенными на последних страницах
публикуемого текста). «Молитва. Опыт религиозно-исторического и религиозно-
психологического исследования» (1917) открывает творческий путь Хайлера; молитва
неизвестному, неузнанному, непроизнесенному, но существующему Богу завершает
его. Тем самым очерчивается поле сравнительного исследования религий, классиком
которого стал Фридрих Хайлер, и формулируется вопрос, на который сравнительное
религиоведение ответа не дает.
Фридрих Хайлер (18921967) профессор богословского факультета Мар-бургского
университета получил католическое образование и воспитание, академическое
признание принес ему фундаментальный труд «Молитва», а широкую популярность и
известность публикуемый здесь небольшой по объему доклад «Религиозно-
историческое значение Лютера» (1918). В этот же период его биографии происходит
переход из католичества в протестантство. Теоретический вопрос, который решает
Хайлер в своих работах, тесно связан с этим религиозным поиском. В чем специфика и
сила католицизма? Каков смысл деятельности Лютера? В чем специфика и сила
протестанизма? Эти же вопросы решают религиоведы и сегодня. И, как подчеркивает
издатель и редактор трудов Хайлера, а также его ученик Курт Гольдаммер в частном
письме ко мне, ответы, данные поколением ученых, к которому принадлежит и
творчество Хайлера, еще сегодня нуждаются в осмыслении. Уже в начальный период
своего творчества, что хорошо видно из публикуемого доклада, Хайлер решает
поставленные вопросы, исходя из точки зрения всеобщей истории религий, т. е.
масштаб исследования значительно превосходит формальные границы вопросов,
очерчиваемые внутри христианскими конфессиональными различиями. С 1925 по 1939
гг. масштаб исследования расширяется еще более и охватывает всю область всемирной
истории религий, завершившись 8-томным сочинением «Христианство и другие
религии». На завершающем этапе своего творчества Хайлер стремится довести свой
анализ до того пласта религиозной жизни и религиозного опыта, где проявляется
духовное единство человечества, затемненное различием исторически существующих
религий и религиозного опыта. Этот поиск отражен в его книге «Религии
человечества», последнее издание которой вышло в новой редакции К. Гольдаммера в
1982 году. Имя Фридриха Хайлера широко известно на Западе не только специалистам,
но весьма широкому кругу читателей. Его трудам и его опыту доверяют не только
религиоведы, но и те, кто просто интересуется этой сферой духовной жизни или же
стремится распознать и проверить свои религиозные переживания и интуиции. Его
работы включены во все антологии и хрестоматии по религиоведению, постоянно
переиздаются, дополняются и комментируются. Его ученики развивают идеи Хайлера в
различных учебных и научных центрах Европы.
Относительно обстоятельств написания и издания публикуемой работы Фридрих
Хайлер считал нужным отметить следующее: «Настоящее издание представляет
неизмененный вариант устного сообщения, которое сделал автор в Университете
Людвига-Максимилиана в Мюнхене. Философский факультет из трех предложенных
ему тем выбрал эту и установил для ее разработки срок, определенный порядком
конкурса, 8 дней. Печатный вариант, с одной стороы, удовлетворяет желание
слушателей, с другой, желание автора противодействовать разрастающимся
искажениям содержания доклада. Для того чтобы избежать непонимания, в приме-
чаниях автор ответил на замечания, которые были высказаны в процессе дискуссии
Уважаемыми представителями католичества. Цель работы состояла лишь в том, чтобы
рассмотреть и оценить личность Лютера исходя из высоких истин всеобщей истории
Религии. То, что при таком способе рассмотрения появляется новая точка зрения,
неудивительно; столь же малоудивительно, что в свете сравнительной истории Религии
|