в этих случаях употребляется в противоположность к "usus" (чувственная интимная
связь) и "qaudium" (чувственное удовольствие). «В отличие от наших представлений об
удовольствии и наслаждении, "fruitio" означает то, что называется радостью.»
(Worterbuch der philosophischen Begriffe. Hrsg. von J. Hoffmeis-ter. Hamb. 1955 S. 238.)
«Итак, что же богословы желают выразить называя Его то любовью и вожделением
(эросом), то желанным и возлюбленным'.' С одной стороны Он является иновником и
как бы Производителем и Породителем (любви и желания), с другой же стороны Он
Сам есть (любовь и желание). (Иными словами) то Он ими движется, то их приводит в
движение, или Сам себя и (в то же время) к Самому себе ведет и движет (все)»
(Псевдо-Дионисий Ареопагит. Там же. С. 57.)
*8*
«Мистика бесконечного» к ее представителям Хайлер относи: Шанкара, Плотина,
Дионисия Ареопагита, Экхарта.
*9*
«...но эта "имитация Христа"» аллюзия; кроме прямого смысла имеется в виду и
средневековый трактат, приписываемый Фоме Кемпийскому (13801471), «О под-
ражании Христу».
*10*
Ср.: «Per crucem ad lucem» («Через крест к свету»).
*11*
«Стоит по ту сторону добра и зла» Хайлер дает свой вариант перевода ведического
понятия «дхарма» порядок, закон, намеренно акцентируя этический дуализм. Ср.:
«Поведай, что видишь ты Отличным от дхармы и не-дхармы. Отличным от содеянного
и не-содеянного. Отличным от прошедшего и будущего». (Катха-Упанишады. 2, 14,
перев. В. В. Шеворошкина)
*12*
«Слова из 1-ой главы «Подражания Христу» см. прим. к стр. 328.
*13*
Биргитта Шведенская (Биргитта Шведская) (1303 1373) одна из наиболее
известных женщин-мистиков средневековой Европы, «Откровения» Биргитты, по-
видимому, плод коллективного творчества так называемого «биргиттинского
кружка».
А. В Кураев.
АБСЕНТЕИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ КРИТИКЕ*
* © А. В. Кураев.
Эта статья написана в начале 1985 г. в аспирантуре Института философии
Академии наук СССР. При написании ее была использована классическая уловка
советских философов некоторые свои идеи, расходящиеся с официальной идеоло-
гией, высказывались как пересказ взглядов зарубежных авторов. В качестве «соавто-
ра» в этой работе был взят Ганс Кюнг. Столь же типична была в те годы личина
«объективизма»: там, где надо было бы сказать «я думаю», «я убежден», говорится в
третьем лице: «теологи утверждают».
С 1985 г. многое изменилось и в жизни советского общества, и в ситуации нашей
философии, и в моей судьбе. Осенью 1985 г. я из аспирантуры ушел в Московскую
духовную семинарию, после окончания которой был направлен на учебу в
Богословский институт в Бухаресте. Но эту статью писал еще аспирант-философ, а
|