ментов¹. В силу этого особенности отдельных наук, своеобразие применяемых ими
методов, устанавливаемых связей и закономерностей объясняется в первую очередь
своеобразием тех совокупностей, которые составляют объект их исследования.
Общество равным образом является своеобразной совокупностью. И для того, чтобы
уяснить себе ее своеобразие и тем самым подойти к Установлению понятия общества и
общественных явлений, мы должны остановиться прежде всего на вопросе о
совокупности.
1
<... > Бухарин Н. Теория исторического материализма. М., 1921, 889*2*.
Под совокупностью в самом общем и широком смысле слова мы понимаем большое
число тех или иных элементов. Из приведенного определения видно, что одним из
признаков совокупности мы принимаем количественный признак«большое число».
На первый взгляд может показаться, что такой путь определения понятия неу-
довлетворителен. Логика, как известно, не рекомендует пользоваться для определения
понятий количественными признаками, так как они, при отсутствии более точной
фиксации их, вносят неясность в самые понятия.
Однако в данном случае такое опасение не имеет под собой почвы. Мы пользуемся
здесь термином «большое число» принципиально в том техническом смысле, в каком
он употребляется теорией вероятности и теоретической статистикой. Как будет
выяснено ниже, употребляемый в этом смысле термин «большое число» имеет
достаточно определенное значение и глубокий гносеологический и методологический
смысл. Этот термин говорит не о каком-то определенном большом числе, которое
нужно еще фиксировать, а о строении объекта знания, о строении, при котором в силу
сочетания достаточно большого числа элементов и событий последние утрачивают
свой случайно хаотический характер и в среднем обнаруживают закономерные
тенденции своего хода. Фактически же число этих элементов и событий, как правило,
оказывается почти всегда достаточно большим, хотя в различных случаях и в различной
мере.
Исходя из приведенного определения совокупности легко видеть, что действительно
объект всех основных групп наук, по существу, является прежде всего совокупностью
и что, следовательно, категория совокупности выступает в качестве одной из самых
центральных категорий*3*
Так, известно, что с точки зрения физики и атомистической теории весь
материальный мир, по существу, является грандиозной совокупностью атомов,
вступающих между собой в многообразные связи и комбинации. Долгое время атом
считался последним неделимым элементом, совокупность которых и составляет
вселенную со всеми ее цветами, красками и т.д. Однако новейшая физическая теория в
результате успехов своего развития отказалась от этой точки зрения. Оказалось, что
каждый атом вовсе не является последним неделимым элементом, а в свою очередь
представляет собою целый микрокосм, состоящий из совокупности элементов, которые
обладают электрическим зарядом различных знаков . Однако на этом процесс анализа
микрокосма, по-видимому, не остановился. За самое последнее время была развита
волновая теория материи, согласно которой элементы, в свою очередь, представляют
собой сложную совокупность еще более микроскопических элементов. К сказанному
нужно заметить, что электронная теория, разумеется, не опровергла, а лишь уточнила,
расширила и углубила то представление о мире, которое опиралось на атомистическую
теорию. Закономерности, установленные на основе последней, в основе сохраняют
свою силу. Но принципиально они могут теперь выражаться или в терминах
атомистической теории или в более общих терминах и формулах электронной теории.
То же нужно сказать о взаимоотношении электронной и волновой теорий.
Если теперь от указанных сфер реальности перейти к иным, более сложным сферам,
|