Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 301 
Next page End  

или иные частные, специальные стороны жизни и функционирования совокупности в
целом. В этом смысле можно было бы сказать, что исчерпывающая сумма явлений в
сфере данной реальной совокупности адекватно совпадает с понятием самой реальной
совокупности. Итак, понятия реальной совокупности и явлений в сфере данной
реальной совокупности говорят об одном и том же объекте, но обладают различным
объемом и содержанием. Второе всегда составляет часть первого.
Опираясь на предыдущее изложение, нетрудно дать общее определение понятия
общества, в частности человеческого общества и общественных явлений.
Общество в самом широком смысле этого слова есть реальная совокупность
организмов. Но организмы распадаются прежде всего на две основные категории:
растительные и животные*8*. Мы знаем уже, что различие в элементах совокупности
является одним из глубочайших оснований для разграничения видов самих сово-
купностей. Указанное подразделение рода организмов достаточно серьезно. В
соответствии с этим мы различаем растительные общества или сообщества, т. е.
реальные совокупности растительных организмов
7
, и животные сообщества или
общества, т. е. реальные совокупности животных или индивидуумов.
7
Ср.: Морозов   Г. Ф.   Цит. соч. С. 9, 28, 36, 46. Ср.: Бухарин   Н. Цит. соч. С. 90 и
сл.*10*
Животные организмы, в свою очередь, распадаются на значительное число видов. Но
среди [н] их нас в особенности интересует вид Homo sapiens, человек как
организм, достигший, насколько нам известно, наивысшего органического
развития и представляющий собой по своей природе и организации достаточно и
глубоко своеобразный вид среди видов животных организмов. Поэтому мы можем
подразделить все животные организмы на два основные класса: животные в тесном
смысле слова и человек. В соответствии с таким подразделением и животные
сообщества распадутся на две основные категории: животные сообщества, т. е. реальные
совокупности животных организмов в тесном смысле слова и человеческие сообщества
или общества.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сказать: человеческое общество есть
реальная совокупность людей
8
.
Может показаться странным и наперед спорным, что мы рассматриваем человеческое
общество лишь как вид общества в целом наряду с обществами животных в тесном
смысле и даже с растительными сообществами. Однако в этом нет ничего ни странного,
ни спорного. Если мы желаем понять ту или иную область действительности как она
есть, мы должны и брать ее как она есть. Но это факт, что существуют растительные
общества и общества животных в тесном смысле слова. Мы видим, что растут спе-
циальные отрасли знания — фитосоциология и зоосоциология, посвященные изучению
таких сообществ. Строго говоря, и основной закон дарвинизма, играющий столь
большую роль в познании живого мира, а именно закон борьбы за существование,
является законом не столько и во всяком случае не только биологическим, а и законом
жизни общества в широком смысле слова, и в частности общества растений и
животных. Но человек есть живой организм, в частности животное, хотя бы и высшее.
Это факт, на котором твердо стоит современное естествознание. И если это так, то
очевидно, что законы, которым подчинено живое существо, и в частности животное,
имеют силу с теми или иными модификациями и для человека. Отсюда очевидно также,
что и общественная жизнь растений, животных и людей не может не иметь общих кор-
ней, сходных черт, не может не рассматриваться как категория родственных явлений. С
такой точки зрения взгляд на человеческое общество как на особый вид общества в
широком смысле есть лишь вполне законный вывод из данных положительных наук,
есть стремление понять человеческое общество в его реальных и глубоких
Hosted by uCoz