стороны, насколько нам известно, даже на первых этапах своей уже общественной
жизни [человек] проявляет очень большую беспечность к будущему. Но все же
относительно благодаря более высокому уровню своей умственной организации
человек характеризуется наиболее высокой способностью к сознательной предус-
мотрительности в деле удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей
предполагает со стороны организма деятельность, какие-то акты поведения. И то, что
несомненно особенно отличает человека от других животных, что, быть может, и имеет
наиболее глубокую грань между человеком и прочими животными это его неизмеримо
более высокая, чем у других животных, способность находить средства
удовлетворения потребностей и, в частности, его способность создавать необходимые
для этого орудия.
Несомненно, в значительной мере именно эта способность его, связанная опять-таки
с его более развитой нервно-мозговой системой, обеспечила ему не только победу в
борьбе за существование, но и то господство его над миром, которого он достиг.
Поэтому представляется чрезвычайно глубокой и по существу верной мысль
Франклина, что человек есть животное, умеющее производить орудия.
Однако выше было уже со всей определенностью отмечено, что человек вне
общества, человек только как продукт природы собственно абстракция. Реальный
человек и реальные свойства его, с которыми мы имеем дело, изучая общество, это есть
человек, уже живущий в обществе, это и есть его свойства, которые сложились не
только под влиянием природы, но и культуры.
Выше мы пытались отметить некоторые существенные для нас черты психо-
физической организации человека, рассматривая его именно как продукт естественно-
органической эволюции, и следовательно, сознательно игнорируя все то, что
привносится в эту организацию влиянием условий общественной жизни. Теперь мы
должны восполнить как раз этот пробел и тем самым получить то представление о
человеке, как атоме общества, каким он реально является. По выражению Аристотеля,
человек животное общественное, он живет в обществе. И если человек является
исходным атомом общества, если без учета его психо-физических свойств нельзя
понять общественную жизнь, то, с другой стороны, сама психо-физическая структура
человека меняется под влиянием условий общественной жизни. Космическая и
органическая эволюция совершается медленно. Медленно меняется под влиянием ее и
человек. В соответствии с этим с точки зрения масштабов длительности общественно-
исторического процесса человек как продукт космической и органической эволюции и
его психо-физическая организация может рассматриваться как явление данное,
достаточно устойчивое и мало изменчивое. Но то, что дано от природы под именем
человека, как мы видели, это животное существо, мало отличное от некоторых
других видов животных, существо с примитивным уровнем психики, с ограниченным
кругом переживаний и потребностей, владеющее лишь простейшими естественными
способами их удовлетворения. Однако вместе с тем естественный или данный от
природы человек, как показала его история жизни в обществе, представляет собой
существо с огромными потенциальными способностями к психо-физическому
развитию и усовершенствованию, в значительной мере tabula rasa, на которой подхо-
дящие условия могли выявить продукт сложного содержания, превратив его в аппарат
весьма тонкой и многообразной деятельности. Такими условиями и явились именно
условия общественной жизни человека. Сложные и изменчивые, именно эти условия по
преимуществу актуализировали огромные потенциальные способности человека к
психическому развитию. Общественные условия, несомненно, оказывают в известных
пределах влияние и на биологические свойства человека. Но особенно значительно и
глубоко их влияние на его психические способности. Можно считать достаточно
установленным, что именно в условиях общественной жизни и под влиянием их так
|