преимущественно одни формы, между другими они прочнее, устойчивее и имеют
преимущественно иные формы. Но в той или иной степени, в той или иной форме они
существуют между всеми элементами общества, объединяют все эти элементы в
единую объемлющую первоначальную совокупность, именуемую нами обществом.
То обстоятельство, что акты поведения, на почве которых люди, входящие в состав
общества, вступают между собой в связи различные отношения, имеют в основе
массовый характер, влечет за собой последствия, чрезвычайно важные для понимания
природы общества и общественных явлений. Немецкий философ и психолог В Вундт
формулировал положение, известное под именем закона гетерогонии целей*7*.
Согласно этому закону, под влиянием среды, и в частности общественной среды, те
цели, которые ставятся себе отдельными лицами, никогда не осуществляются в точном
соответствии с первоначальными предположениями, а всегда с теми или иными
уклонениями от них. Иначе говоря, результат действия человека в общественной среде
в той или иной мере является независимым от самого человека, является,
следовательно, каким-то новым, специфическим продуктом, который не может быть
понят исходя из строя индивидуальной психики человека. Закон гетерогонии целей,
сформулированный Вундтом, не вызывает сомнений. Он является прямым указанием на
то, что факт связи и взаимоотношений между людьми в процессе их поведения служит
условием, в силу и на почве которого и возникают явления sui generis
социальные явления, требующие специального изучения. Однако для полного уяснения
вопроса о специфичности социальных явлений от всех других видов явлений
действительности он должен быть значительно расширен.
Мы знаем, что человеческие действия протекают не только по схеме целевой
мотивации. Но если целевые действия человека, сталкиваясь с массовым воздействием
со стороны других людей, отклоняются от намеченной цели и приводят к результатам,
уже не зависящим от индивидуальной воли, то очевидно, что и все человеческие
действия, по какой бы схеме они ни протекали, в условиях массовых связей и
взаимодействия приводят к иным, не зависящим от индивида результатам, чем те
результаты, которые получились бы при отсутствии взаимодействия. Иначе говоря, не
только условия, но и всякое поведение человека в условиях массовых связей и
взаимодействия подвержено закону гетерогонии. И оно подвержено не только закону
гетерогонии, но одновременно и закону полной или частичной деперсонализации
результатов. Действительно, если на основе сотрудничества группой людей воздвигается
дом, прокладывается железная дорога и т. д., то здесь мы сталкиваемся не только с тем
фактом, что поступки отдельных участников работы отклонялись от индивидуальных
предположений, но также и с тем, что продукт труда является продуктом
коллективного труда, в котором уже невозможно с определенностью выделить долю
работы каждого участника. Продукт труда Деперсонализировался. И это станет еще
яснее, если мы примем во внимание, что кирпичи, рельсы, стены и др. материалы для
Дома и железнодорожного пути и также те орудия производства, которые
употреблялись при их создании, произведены целою цепью других людей. Если мы
возьмем, например, нормы обычного права народную поэзию и т.п., то, несомненно,
они кем-то были созданы. Но они созданы не одной личностью, а массой в процессе
длительного взаимодействия. И продукт этого массового создания является не только
гетерогенным в отношении действий каждого участника процесса его создания, но и
деперсонифицированным. Если взять литературу, науку, то здесь на отдельных
продуктах творчества стоит печать индивидуальности художника, ученого. Здесь нет
всецелой деперсонализации. Но история литературы, история науки убедительно
показывают, что каждый художник и каждый ученый есть дитя своей эпохи, есть
наследник всего прошлого литературы и науки и что в его творчестве, в его приемах и
результатах всегда есть значительная доля независимого от индивидуальности. Таким
образом, можно утверждать, что в силу процесса взаимодействия человеческое
|