как объект влияния другого значимого, то в рамках второй он - субъект взаимодействия с другим
значимым. Личностная значимость обусловливается эмоциональной привлекательностью другого
значимого (-> социометрия), его информативностью (-> авторитет; референтность), а также
институциализованной ролью (-> роль). Средние показатели круга других значимых, называемого
испытуемыми, колеблются в зависимости от выбранного исследователем критерия его определения
(близкие люди; люди, сыгравшие особенно существенную роль в вашей жизни; уникальные, не похожие
на других личности; и пр.). При этом в число других значимых могут включаться не только лица,
составляющие актуальное окружение индивида, но и те, что давно утратили с ним контакт, иногда -
даже литературные герои (-> субъектность отраженная).
ДРУЖБА
- вид устойчивых, индивидуально-избирательных отношений межличностных,
характерный взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации, взаимными
ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование
неписаному «кодексу», утверждающему необходимость взаимопонимания, взаимную откровенность и
открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям
другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения «кодекса» ведут либо к прекращению
дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в
противоположность-вражду. Противопоставление дружбы, при всей ее интимности, деловым,
служебным и другим отношениям - относительно. Дружба зависит от общности цели, интересов,
идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется единство ценностно-ориентационное. Богатство
отношений дружбы определяется социальной ценностью деятельности, коей посвятили себя друзья, и
тех идей и интересов, на коих основан их союз. Функции дружбы, закономерности ее развития и прочее
существенно меняются на разных этапах жизни и обладают спецификой по полу. В силу того, что в
дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит
от частоты контактов, от принадлежности к одной группе, от совместной деятельности. Если детская
дружба, характерная эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной
деятельности, то с возрастом формируется потребность в другом человеке как личности, основанная на
развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого
человека. На этой основе происходят усиленные поиски друга и появляется возможность его
идеализации. Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности и ранней взрослости,
когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большие частота встреч и объем
совместно проводимого времени. При этом дружеские отношения характерны глубоким эмоциональным
контактом. Поскольку потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков,
девушки раньше переходят от детской дружбы к юношеской. Для взрослого человека основания для
дружбы имеют более дифференцированный характер, ибо дружеские чувства могут локализоваться в
любовных, семейных или родительских отношениях. Появление семьи и другие изменения при переходе
к взрослости изменяют характер дружбы - дружеские отношения перестают быть уникальными, их
значимость несколько снижается, меняются функции дружбы. Однако и на более поздних стадиях жизни
дружба остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности
Я-концепции. Поскольку дружба - социальный феномен, анализ ее средствами только психологии
недостаточен. Дружба изучается социологией, философией, этнографией и другими науками.
ДУАЛИЗМ
- 1. Концепция, утверждающая сосуществование двух равноправных начал. 2. В
психологии - подход дуалистический.
ДУГА РЕФЛЕКТОРНАЯ: СХЕМА -> принцип дуги рефлекторной духовность - с позиций
материализма - индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных
потребностей:
1) идеальная потребность познания;
2) социальная потребность жить и действовать «для других». Под духовностью преимущественно
подразумевается первая из этих потребностей, а вторая - под душевностью. С категорией духовности
соотносится потребность познания - мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен
постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ.
Объективная полезность духовной деятельности человека диалектически сочетается с субъективным
бескорыстием, где награда - удовольствие, доставляемое процессом познания внешнего мира, и
|