1) установление связей между явлениями или предметами, непосредственно воспринимаемыми
в ходе деятельности (например, выбор предметов, пригодных для употребления в качестве орудия);
2) установление связей между непосредственно воспринимаемыми явлениями или предметами и
представлениями (обобщенными образами), сформированными при накоплении двигательного опыта.
Второй тип мышления присущ лишь человекообразным обезьянам и встречается, в частности, при
изготовлении орудий. Ведущую роль при этом играют высокоразвитые способности обезьян к
манипулированию. Но мышление обезьян, как и других животных, преимущественно ограничивается
биологическими закономерностями, что обусловливает его качественное отличие от мышления человека
- неспособность даже человекообразных обезьян к пониманию коренных причинно-следственных
связей.
ЖИВОТНОЕ: НАУЧЕНИЕ (научение у животных) - приобретение и накопление животными в
онтогенезе индивидуального опыта, совершенствование и видоизменение врожденной
(инстинктивной) основы деятельности психической соответственно конкретным условиям среды
обитания. Готовность к переносу индивидуального опыта из одних, уже бывших ситуаций в новые, за
счет чего достигается индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания. Основная
форма приобретения опыта животными. Происходит либо постепенно - в повторяющихся актах
поведения, либо сразу - как запечатление, особая форма научения у животных. Направленное учение у
животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации, подражание). У
животных научение происходит на базе врожденных инстинктов, структура коих может несколько
перестраиваться в аспекте конкретных условий жизни. В ходе научения у животных развиваются те
индивидуально-изменчивые компоненты поведения,, кои придают им необходимую для выживания
адаптивную лабильность и вариабельность. В итоге формируется единый поведенческий акт,
содержащий как врожденные - видотипичные, так и благоприобретенные - индивидуально-изменчивые
компоненты. К самым примитивным формам научения у животных относятся сенсорно-моторная
тренировка и привыкание к длительно действующим или повторяющимся раздражителям внешним.
Одной из форм научения является формирование навыка, в коем исполнительные операции являются
достаточно автоматизированным и лишенными излишних компонент; их повторение и закрепление
позволяет достичь значительно лучшего приспособления к внешней среде. В этой основной форме -
навыке - научение позволяет путем упражнения выработать более или менее автоматизированные
двигательные приемы, обеспечивающие решение определенной биологической задачи. Содержание
навыков определяется характером преодолеваемых при их формировании преград, совершенство
навыков - дифференцированностью и генерализованностью восприятия условий, в коих они
формируются. При дрессировке животных выработка навыков происходит под целенаправленным
воздействием человека соответствии его замыслам: систематически подкрепляются (обычно пищей)
требуемые движения, сочетаемые с подаваемыми дрессировщиком сигналами, и устраняются (путем
наказания) нежелательные движения. В качестве особой формы научения выступает запечатление. При
жизни животных в видовых сообществах, в условиях общения, научение может происходить не только
на основе генотипа или индивидуального опыта, но и на основе подражания одних особей действиям
других (-> животное: подражание). Такая форма научения характерна прежде всего для молодых
животных. Чаще всего такое научение имитационное остается в рамках видотипичного
манипулирования (-> животное: манипулирование), играющего известную роль в формировании
поведения молодых животных - в присвоении опыта взрослых особей.
ЖИВОТНОЕ: ОБЩЕНИЕ (коммуникация) - передача информации от одной особи к другой -
«язык животных». Общение животных, в отличие от человека, - закрытая врожденная система сигналов
(звуков, выразительных поз и телодвижений, запахов). Общение посредством языка поз и движений
может принимать форму ритуалов (-> животное: поведение ритуальное). По происхождению и
механизму действий (зоопрагматика) способы общения животных различаются по каналам передачи
информации (оптические, химические, акустические, тактильные и пр.) и степени ритуализации.
Ритуализованные компоненты поведения - видотипичные, генетически фиксированные сигналы (позы,
телодвижения, звуки), выполняемые подчеркнуто демонстративно (иногда В форме «диалога»); в
определенной последовательности - в виде «ритуалов», «церемоний» - с четким информативным
содержанием. Особенно сложные формы общения имеются у животных, живущих в сообществах (->
|