2) быструю фиксацию потребности на первом удовлетворившем ее предмете.
ЗАПОМИНАНИЕ
- обобщенное название активных процессов, обеспечивающих удержание
материала в памяти; ввод в память информации. Может протекать как мгновенное запечатление.
Посредством этих процессов ведется селективный отбор Поступающей информации для ее
последующего воспроизведения и включения в уже существующую систему ассоциативных связей. Для
человека характерно то, что развитие его памяти идет прежде всего за счет осмысленной переработки
запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется прежде всего непосредственное
запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредующих элементов происходит
формирование опосредованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека.
Запоминание - важнейшее условие последующего восстановления приобретенных знаний. Успешность
запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему
осмысленных связей. В зависимости от места процессов запоминания в структуре деятельности
различаются запоминание произвольное и непроизвольное. При прочих равных условиях запоминание
произвольное продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность, сознательность
усвоения новых знаний и управляемость этим процессом (-> обучаемость). По механизму выделяются:
1) запоминание логическое;
2) запоминание механическое. По результату выделяются:
1) запоминание дословное;
2) запоминание смысловое.
Важную роль среди механизмов запоминания играет систематическое повторение, когда
исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей, повторение. Продлевая
эффективную длительность воздействия информации, оно служит средством развития высших
социализированных форм памяти, прежде всего запоминания произвольного. Но исследования
показывают, что повторение не безусловно необходимо для долговременного запоминания, - в
частности, его роль значительно снижается при запоминании жизненно важного материала и сведений,
несущих для индивида большую смысловую нагрузку.
ЗАПОМИНАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ - запоминание без намерения запомнить материал, без
использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. Связанные с памятью
процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате запоминание
носит относительно непосредственный характер и происходит без специальных волевых усилий,
предварительного отбора материала и сознательного применения мнемонических приемов (->
мнемоника).
Вместе с тем зависимость запоминания от целей и мотивов деятельности сохраняется: в силу
того, что актуально выполняемую деятельность обслуживают различные процессы памяти, полнота,
точность и прочность непроизвольного запоминания зависят от ее целей и мотивов. Как показали
отечественные исследования, оно значительно успешнее, когда запоминаемый материал входит в
содержание цели выполняемого действия. Важную роль играет и специфика решаемой задачи.
Ориентировка на смысловые, семантические связи ведет к более глубокой обработке материала и более
продолжительному запоминанию непроизвольному.
ЗАПОМИНАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ
- специальное действие, конкретная задача и намерение
коего - запомнить точно, на максимальный срок, с целью последующего воспроизведения или просто
узнавания - определяет выбор способов и средств запоминания, а потому влияет на его результаты.
Могут использоваться специальные средства для лучшего сохранения материала в памяти. Такое
запоминание обычно имеет сложное опосредованное строение. К числу обычных способов
запоминания произвольного относятся:
1) составление предварительного плана;
2) выделение смысловых опорных пунктов;
3) семантическая и пространственная группировка материала;
4) представление материала в форме наглядного образа зрительного;
5) соотнесение материала с уже имеющимися знаниями. При прочих равных условиях
запоминание произвольное продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность,
сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом (-> обучаемость). В
|