психических и факторов развития в психологии принято называть переменными, поскольку они
отличаются значениями у разных индивидов или в разное время. Общая задача измерений - в том,
чтобы определить так называемую мощность одного показателя в сравнении с другим, измеряя его
«вес». С позиций теории измерений следует различать три их аспекта:
1) количество или диапазон переменной: число правильных ответов, диапазон интересов и пр.;
2) частота некоего проявления - чем оно чаще выявляется, тем выше значение свойства;
3) интенсивность, величина или сила проявления, В психологии существуют два основных
направления измерений:
1) психофизическое - для него характерны попытки соотнести в эксперименте реальные
физические стимулы с ощущениями, вызываемыми ими;
2) психометрическое - связано в основном с созданием и применением тестов психологических,
являющих собой модельные ситуации, при помощи коих получают образцы поведения или
переживаний; как ко всякому измерительному инструменту, к тесту предъявляются требования
точности, надежности и пр.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ДВОЙСТВЕННОЕ (изображение двусмысленное) - изображение,
допускающее разделение составных элементов на субъективно воспринимаемые фигуру и фон взаимно
противоположным образом: то одна часть этого изображения воспринимается как фигура, другая же -
как фон, то - наоборот. Этот феномен объясняется свойством предметности восприятия (->
предметность). Выделение при распознании изображения некоей характерной детали, ассоциированной
с определенным предметом, ведет к актуализации представления этого предмета и к переводу
соответственной части изображения в статус фигуры; при этом та часть изображения, что не вливается
в эту фигуру, автоматически «превращается» в фон.
ИЗОЛЯЦИЯ
- 1. Исключение индивида из обычных отношений, что может наблюдаться при
особых условиях работы (космический полет, зимовки), или в клинике нервных и душевных болезней
(при поражениях анализаторов, при заболеваниях психических). В подобных условиях проявляются
побочные следствия изоляции - в виде появления состояний дремоты, апатии, раздражительности;
происходит потеря временной ориентировки; нарушаются способности к мышлению и воспоминаниям.
Могут развиться иллюзии или галлюцинации. 2. В психологии личности - форма защиты
психологической, характерная тем, что при ее действии происходит блокирование отрицательных
эмоций за счет устранения из сознания связи между ними и их источником. 3. В психоанализе -
согласно А. Фрейд - механизм защитный, отстраняющий ассоциативные связи, когда угроза опасности
осознается. Отделение аффекта от интеллекта. Неприятные эмоции блокируются, так что связь между
каким-то событием или мыслительным содержанием и его эмоциональной окраской не осознается.
Своей феноменологией этот вид защиты напоминает синдром отчуждения.
ИЗОЛЯЦИЯ ГРУППОВАЯ
- психологический аспект: вынужденное длительное пребывание
группы людей в условиях ограниченного пространства, скудости раздражителей сенсорных и
постоянного общения с одними и теми же людьми. В условиях изоляции групповой люди находятся во
время космических полетов, подводного плавания, на гидрометеостанциях, маяках и пр. С течением
времени во взаимоотношениях людей на этапе неустойчивой деятельности психической (-> психология
экстремальная) начинают проявляться эмоциональная напряженность, возникают конфликты, иногда
кончающиеся трагически. В основе нарушения общения лежит астенизация системы нервной,
вызываемая рядом психогенных факторов (-> психогения), не позволяющая адекватно воспринимать
партнера по общению, оценивать события, затормаживать импульсивные действия. К специфическим
психогенным факторам изоляции групповой относятся постоянная «публичность» и информационная
истощаемость партнеров по общению. Эмоциональная напряженность, обусловливаемая
необходимостью долгое время удерживать себя в определенной ролевой функции, и стремление скрыть
от окружающих свои мысли и переживания актуализуют потребность в уединении. При невозможности
ее удовлетворения человек перестает скрывать свои чувства и мысли («психологический стриптиз»), что
является одной из форм реакции защитной. В отличие от одиночной изоляции (-> одиночество),
переживания «физической обнаженности», «открытости мыслей» на этапе неустойчивой психической
деятельности, возникающие под влиянием «публичности», четко персонифицируются - приписываются
действиям конкретных партнеров, провоцируя конфликтности и вызывая аутизацию (-> аутизм).
|