ИРРАДИАЦИЯ
- способность нервного процесса распространяться из места своего
возникновения на другие нервные элементы. Согласно И. П. Павлову, иррадиация возбуждения лежит в
основе генерализации рефлекса условного и зависит от интенсивности стимула. Установлено, что
эффект генерализации является результатом включения активирующих подкорковых структур (-> мозг).
Иррадиация торможения пока недостаточно изучена. Согласно концепции П.К. Анохина, она сводится к
внешнему выражению степени доминантности (-> доминанта) биологически отрицательной реакции и
ее тормозящего действия на другие реакции.
ИСКАЖЕНИЕ АППЕРЦЕПТИВНОЕ
- согласно Беллаку - любые индивидуальные отклонения
от стандартной интерпретации стимула. В тесте апперцептивном тематическом выделяются четыре их
формы:
1) экстернализация;
2) сенситизация;
3) проекция простая;
4) проекция обратная. Эти формы различаются степенью осознанности: если первая бывает
осознана или «предосознана», то остальные три полностью неосознаваемы. Концепция искажения
апперцептивного - одна из попыток отказа от понятия проекции как объяснительной категории с целью
преодоления, кризиса в обосновании методик проективных, предложенная Беллаком. Исходя из анализа
Фрейдовской концепции проекции, он пришел к выводу о неадекватности этого понятия для
обоснования метода проективного как неспособного описать и объяснить процессы, обусловливающие
поведение проективное, кое должно рассматриваться в контексте проблемы личности и восприятия.
Основа категориальной системы Беллака - понятие апперцепции.
ИСКУССТВО СЦЕНИЧЕСКОЕ - один из способов познания человека. Воспроизводя действия
сценического персонажа в обстоятельствах, предлагаемых автором пьесы, актер переживает два типа
эмоций:
1) связанные с успешностью своей профессиональной деятельности;
2) сходные с эмоциями изображаемого им лица. Двойствен и процесс восприятия произведений
сценических зрителем, эмоциональные переживания коего зависят:
1) от значительности, новизны полученного им знания о жизни, содержащегося в произведении,
от совершенства его художественной формы;
2) от непроизвольного самоотождествления с изображаемым на сцене лицом. Искусство
сценическое предполагает не только понимание, но и сопереживание зрителя, адресуется не только к
его сознанию, но и к подсознанию и сверхсознанию - к творческой интуиции. Восприятие
произведений сценических порождает специфические положительные эмоции - чувство эстетическое,
наслаждение эстетическое, даже катарсис. Их основу составляют удовлетворение потребностей
познания, Мастерство, совершенство формы художественного произведения, ее соответствие замыслу
художника. Способность деятеля искусства к восприятию красоты позволяет наилучшим образом
использовать свой творческий потенциал в поисках решения художественной «сверхзадачи».
Способность зрителя к восприятию красоты сближает его с другими людьми через сопереживание
прекрасного, напоминает о существовании общечеловеческих ценностей.
ИСПУГ - состояние в ситуации внезапной, неожиданной опасности. Согласно З. Фрейду, испуг
подчеркивает действие опасности, когда не было готовности к страху (=> страх).
ИСПЫТУЕМЫЙ
- субъект, над коим проводятся психологические опыты; участник
исследования психологического.
ИССЛЕДОВАНИЕ - 1. Проведение научного изучения. 2. Осмотр для выяснения, изучения чего-
либо. 3. Научный труд.
ИССЛЕДОВАНИЕ: ТЕМА
- аспект некоей проблемы или отдельный вопрос, который
специально изучается в данном исследовании.
ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕЛЯЦИОННОЕ -> исследование факторное.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОНГИТЮДНОЕ (исследование лонгитюдиональное) - длительное и
систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и
индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека; изучение определенных
индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет, в коем можно
|