случаях требования к исследованию психодиагностическому те же, что и к эксперименту (=>
психодиагностика).
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - предполагает такие этапы:
1) формулировку проблемы;
2) выдвижение гипотезы;
3) проверка гипотезы - получение данных эмпирических и обработка их;
4) интерпретация результатов проверки - соотнесение полученных результатов с исходной
гипотезой, выводы о достоверности гипотезы и дальнейшее соотнесение ее с теорией, в рамках коей
формировалась гипотеза; при необходимости -"пересмотр определенных положений, что порождает
новые проблемы, новые гипотезы - и пр. Исследование психологические может строиться на базе
наблюдения, на базе эксперимента или на базе исследования психодиагностического. Все они могут
выступать и как относительно самостоятельные методы исследования, но нужно выделять ситуации,
когда они входят в эксперимент как составная часть. Кроме названных, один из распространенных
методов исследования психологического - беседа. На путях исследований психологических расставлено
множество капканов, часто толкающих к ошибочным выводам и интерпретациям. Самые известные и
распространенные из них, в кои особенно рискуют попасть психологи-новички и их испытуемые,
следующие:
1) эффект плацебо;
2) эффект Хоторна;
3) эффект аудитории;
4) эффект Пигмалиона (эффект Розенталя);
5) эффект впечатления первого;
6) эффект Барнума.
ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРНОЕ (исследование корреляционное) - исследования черт
личности. Суть их - в том, что посредством анализа факторного на большом количестве испытуемых
устанавливается, какие черты личности в среднем сильно коррелируют (-> корреляция) между собой,
какие - слабо. Положительно коррелирующие черты - те, что чаще сочетаются в одном человеке. Так
процедура анализа факторного позволяет выделить «гроздья» черт, чаще всего сочетающихся. Однако
она снимает вопрос о том, почему иные черты сочетаются часто, иные - редко или вообще не
сочетаются. Получается лишь готовый количественный ответ - вероятность сочетаний определенных
свойств. А для выявления причин этого требуются совсем другие методы, а именно - качественный
анализ жизненных ситуаций и механизмов поведения. Распространение этого достаточно модного типа
исследований стало одним из неожиданных препятствий для задачи прослеживания закономерностей
сочетаний свойств, определяющих типы характера.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ
- исследование, основанное на получении, анализе и
обобщении опытных (эмпирических) данных.
ИСТЕРИЯ
- один из видов неврозов - патохарактерологическое нарушение, связанное с
чрезмерной склонностью к внушению и самовнушению, а также слабостью сознательного контроля за
поведением. Характерна многообразными нарушениями психики, сферы двигательной,
чувствительности. Проявляется своеобразными истерическими характером, припадками, нарушениями
сознания и функций внутренних органов. Нарушения деятельности психической выражаются в формах
самых разнообразных психотических явлений. При истерии явно наблюдается поведение
демонстративное: при слабой интенсивности переживаний их внешнее выражение весьма утрировано
(крики, плач, обмороки), что нацелено на привлечение к себе внимания других людей.
Истерические формы неврозов весьма разнообразны и нередко маскируются под различные
заболевания. Особенно часты двигательные расстройства, параличи, нарушения координации
движений, расстройства болевой чувствительности, сенсорики (слепота и глухота истерическая, и пр.),
заикание, различные расстройства речи (от беззвучия до полной немоты) и пр. Нередко выявляется
«условная желательность» симптомов, кои вовлекаются больным в решение ситуации, связанной с
конфликтом невротическим. Истерические неврозы чаще возникают у лиц демонстративных, с большой
внушаемостью, самовнушаемостью (-> характер: акцентуация; психопатия).
ИСТЕРИЯ КОНВЕРСИОННАЯ -> невроз перенесения.
|