3) умение выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать их в процессе
взаимодействия. Особую роль играет умение поставить себя на место другого (-> рефлексия; эмпатия).
КОМПЛЕКС
- 1. Совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств,
составляющий единое целое. 2. Соединение отдельных процессов психических в целое, отличное от
суммы своих элементов (-> принцип системности). В этом смысле понятие комплекса употребляли
многие психологи. 3. Специфическая интерпретация комплекса дана в психоанализе, где он понимается
как группа процессов психических, объединенная единым аффектом, сформированная на основе
глубинных филогенетических структур (-> филогенез). Здесь этот термин введен К. Г. Юнгом.
Согласно З. Фрейду, комплекс - это группа представлений, связанных одним аффектом;
совокупность взаимосвязанных элементов - эмоционально окрашенная группа представлений, чаще
всего вытесненная в предсознательное и бессознательное и влияющая на поведение. Неосознаваемое
образование, обусловливающее структуру и направленность сознания; одна из задач - доведение
комплекса до сознания клиента (-> комплекс неполноценности; комплекс Эдипа). Этот термин
предназначен для описательной формулировки психологических актов. Согласно Юнгу - система черт,
образов и переживаний, выстраиваемых вокруг определенного «центрального» переживания и
существующих бессознательно и автономно, подобно самостоятельной личности, независимой от
сознания и других комплексов.
КОМПЛЕКС КАСТРАЦИОННЫЙ (комплекс кастрации) - согласно З. Фрейду - своеобразная
детская реакция на приписываемое отцу сексуальное запугивание или подавление раннеинфантильной
сексуальной деятельности. Также - страх за пенис у мальчика, зависть из - за пениса у девочки.
КОМПЛЕКС МУЖЕСТВЕННОСТИ
- согласно З. Фрейду - группа представлений,
складываемая главным образом из чувства зависти, малоценности и надежды девочки обрести когда -
нибудь пенис и так стать равной мужчине. Это иногда представляет большие трудности в развитии
женственности. Если преодоление комплекса не удается, в душевной жизни начинается «процесс
отрицания»: девочка отказывается признать факт своей «кастрации» и твердо убеждена, что обладает
пенисом и потому вынуждена вести себя как мужчина.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ (комплекс малоценности) - ведущий к невротическим
отклонениям синдром психопатологический, который заключается в стойкой уверенности человека в
собственной неполноценности как личности. Был открыт А. Адлером, изучавшим формы компенсации,
складывающиеся у детей с дефектами органического развития. Имеющееся у них чувство
неполноценности он вначале рассматривал как следствие дефекта, затем - как универсальную движущую
силу развития личности, а еще позднее - как следствие фрустрации потребности в преодолении
неблагоприятных обстоятельств. Неспособность компенсировать дефект или справиться с жизненной
ситуацией и так преодолеть чувство собственной неполноценности влечет за собой перерастание
последнего в комплекс неполноценности. Формируемое еще в раннем детстве «чувство
неполноценности» вызывается естественным для каждого ребенка переживанием ощущения
собственной недостаточности, возникающим из - за различных неблагоприятных внешних условий, и
оказывает исключительное влияние на формирование и всю жизнедеятельность личности. Позднее это
чувство вытесняется в бессознательное, за счет чего ему придается характер постоянной
ненасыщаемости, Стремление к позитивному переживанию чувства компетентности - к
самоутверждению (социализации) среди других людей, - стимулирует различные виды деятельности, в
коих возможен реальный или мнимый успех. Индивид пытается преодолеть - «скомпенсировать» -
неполноценность симуляцией творческих возможностей и так порой достигает исключительных
результатов (сверхкомпенсация). З. Фрейд иногда тоже пользовался этим понятием, но не признавал за
ним столь исключительной роли. По мнению французского писателя Жана Дютура, самое скверное в
комплексе неполноценности то, что обладают им отнюдь не те, кому следовало бы.
КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ
- понятие, введенное в 20 - х гг. Н. М. Щеловановым. Означает
различные положительные эмоционально - двигательные реакции младенца на появление взрослого,
особенно на голос матери, ее лицо, прикосновения, или на красивые игрушки, приятные звуки и пр.
Выражается в замирании и зрительном сосредоточении на объекте восприятия, улыбке, издаваемых
звуках, двигательном оживлении. Особое значение для ребенка имеют верхняя часть лица и интонация
голоса взрослого. Комплекс оживления возникает в конце первого - начале второго месяца жизни
|