Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 599 
Next page End  

различные стороны психической реальности: образ, действие, мотив и пр. В психологическом познании
различаются два уровня:
1) уровень эмпирико-теоретический - представлен в сознании ученых, имеющих дело с фактами,
гипотезами, концепциями и пр.;
2) уровень категориальный - роль коего как аппарата, направляющего сознание первого уровня,
можно раскрыть лишь путем специального анализа категориального как особой разновидности
историко-теоретического исследования. Применение анализа категориального позволило понять
предметно-логические факторы превращения психологии в самостоятельную науку, что как раз было
обусловлено появлением ее собственной научно-категориальной структуры. Анализ категориальный
различных научных школ раскрывает зависимость их возвышения и упадка, помимо других факторов, от
логики развития психологического познания. Так, появление бихевиоризма связано с введением в
категорию психического действия таких признаков, как объективная наблюдаемость в системе связи
организма со средой, а распад этой школы - с трактовкой категории психического образа в духе
прежнего интроспекционизма. Как форма самопознания науки, анализ категориальный служит
изучению закономерностей ее развития в целях эффективной организации новых исследований.
АНАЛИЗ КАУЗАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ - методологическая стратегия, разработанная Л. С.
Выготским. Предназначена для выделения единицы психического: отлично от обычного анализа,
разлагающего целое на составные элементы, при чем теряется качество целостности, в анализе
каузально-динамическом рассматривается такой минимальный элемент, в коем еще явлено целое. При
таком подходе должны выполняться следующие условия:
1) должен анализироваться процесс, а не предмет;
2) должны раскрываться каузально-динамические связи, а не внешние признаки;
3) должен анализироваться процесс развития. На основе этого Выготскому удалось показать
качественную специфику высшего поведения, принципиально отличного от элементарного созданием и
употреблением знаков как средства овладения собственным поведением. При анализе мышления и речи
он в качестве единиц мышления речевого использовал значения слов.
АНАЛИЗ КАЧЕСТВЕННЫЙ
- метод исследований психологических, не использующий
количественные показатели, но делающий выводы лишь на базе логических рассуждений над
полученными фактами.
АНАЛИЗ КЛАСТЕРНЫЙ
- математическая процедура анализа многомерного, позволяющая на
основе множества показателей, характеризующих ряд объектов, сгруппировать их в классы - кластеры -
так, чтобы объекты внутри класса были более однородными и сходными, чем объекты разных классов.
На основе численных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, выражаемые в
евклидовой метрике (самой употребимой) или в других. Метод широко применяется в
психолингвистике.
АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНЫЙ
- психоаналитическая процедура, служащая целям
профессиональной подготовки психоаналитиков, в коей будущей психоаналитик участвует в качестве
стажера на втором году обучения. При этом он самостоятельно проводит психоаналитические сеансы с
клиентом, но после каждого сеанса обсуждает его со своим преподавателем, для чего использует
стенографические записи, где фиксируется диалог с клиентом и собственные комментарии стажера.
Целью анализа контрольного является прежде всего обсуждение некорректных действий стажера,
проявлений его контрпереноса и других установок личностных. Также обсуждаются возможности иных
психоаналитических толкований, помимо предложенных стажером.
АНАЛИЗ КОРОТКИЙ
- форма психоанализа, характерная ориентацией только на локальные
темы, актуальность коих была определена на стадии предварительной психодиагностики. Основными
процедурами его проведения являются анализ ассоциаций свободных (-> метод ассоциативный) и
перенос. Но в отличие от традиционного - «длинного» - анализа, длящегося до нескольких лет и
состоящего из более чем пятисот сеансов, анализ короткий продолжается лишь 20 - 40 еженедельных
сеансов. Применение анализа короткого особенно эффективно при достаточно легких формах
симптомов невротических и при актуальных психологических конфликтах. При нарушениях
характерологических и психотических нарушениях он не применяется; Наряду с анализом коротким в
Hosted by uCoz