фундаментальными жизненными потребностями этой общности этнической. Осознание этих интересов
все большей частью данной группы этнической в ситуации столкновения приводит к осознанию угрозы
этим интересам (действительной или мнимой) и потребности защищать их. Другим источником
конфликта может стать политизация этнической принадлежности - процесс, в коем противостоящие
слои и группы социальные поляризуются по этническому признаку. Особую остроту и размах конфликт
может приобрести от большого эмоционального потенциала самосознания этнического, от возможности
быстрой консолидации всех групп социальных этой общности по этническому признаку.
КОНФЛИКТ Я | СВЕРХ - Я (конфликт Я и Я - идеала; конфликт Я и Сверх - Я) - форма
отражения противоречий реального и психического, мира внешнего и внутреннего.
КОНФОРМНОСТЬ
- податливость человека реальному или воображаемому давлению группы;
проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально не разделявшейся
им позицией большинства. Различаются конформность внешняя (публичная) и внутренняя (личная).
При всех различиях обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом
разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу
последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать согласия с ней - подлинного или
мнимого, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Особая
разновидность той же зависимости - негативизм (нонконформизм) - это стремление непременно
поступать наперекор позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях
утверждать противоположную позицию. Преимущественным предметом экспериментальных
исследований стала конформность внешняя, изучаемая посредством метода «группы подставной» в
реальном или аппаратурном вариантах. Согласно эмпирическим данным, уровень конформности
определяется комплексом причин, в том числе:
1) характеристиками индивида, подвергаемого групповому давлению: пол, возраст,
национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и пр.;
2) характеристиками группы, являющейся источником .давления: размер, степень единодушия
большинства - наличие и количество членов группы, отклоняющихся от общего мнения, и пр.;
3) особенностями взаимосвязи индивида и группы: статус индивида в группе, степень его
приверженности к ней, уровень взаимозависимости индивида и группы в получении вознаграждения, и
пр.;
4) содержанием задачи, степенью заинтересованности человека в ней, его компетентностью и пр.
Альтернатива конформности и негативизму - независимость - самостоятельная выработка и
отстаивание собственной позиции; она не исключает солидарности личности с группой, но не в силу
давления, а на основе сознательного согласия с ней. Провоцируемое конформностью единообразие
поведения внутригруппового следует отличать от единства, возникающего благодаря общности
самостоятельно сформированных взглядов, и от естественного для любой группы процесса
нормализации, предполагающего взаимное влияние всех ее членов и нахождение общеприемлемого
компромисса. Кроме того, конформность как способ поведения отличается от внушаемости -
некритичного принятия чужой точки зрения и подчинения (повиновения), когда человек изменяет свое
поведение в соответствии с прямым указанием законного авторитета. Развитие исследований
конформности, как и в целом проблематики социального влияния, связано с разработкой концепции
«меньшинства активного», предложенной С. Московичи: согласно ей, конформность может
рассматриваться как форма переговоров между индивидом (меньшинством) и группой (большинством),
включенными в конфликт по поводу определения некоей реальности (например, истинности суждений,
мнений и пр.). С этой позиции, подкрепленной результатами многочисленных экспериментов, наряду с
конформностью - движением индивида навстречу группе, возможен другой исход такого конфликта, а
именно - принятие большинством или его частью позиции меньшинства. Влияние меньшинства
обусловлено стилем его поведения (последовательностью, настойчивостью, консистентностью), а также
особенностями восприятия меньшинства большинством (в частности, оценкой его компетентности,
значимости), характером отстаиваемых идей и прочими факторами.
КОНФОРМНОСТЬ ВНЕШНЯЯ (конформность публичная) - демонстративное подчинение
навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и
более жестких санкций со стороны группы. Отнюдь не всегда предполагает личностное согласие с
|